Неэнергичные темпы


01.02.2016 11:11

Закон о повышении энергоэффективности в России был принят еще в ноябре 2009 года. За эти шесть лет не сделано даже намеченных 15% от плана, хотя с этого года начался уже второй этап реализации программы. Кто тормозит этот процесс и когда он сдвинется с мертвой точки, обсуждали участники заседания круглого стола в НОСТРОЙ.


Сразу стоит подчеркнуть, что представители Минстроя – ведомства, которое несет прямую ответственность за исполнение программы по энергоэффективности, – на встречу не пришли. Так же поступили и специалисты из Главгосэкспертизы и Ростехнадзора.

Закон замер

По словам генерального директора Волгоградской СРО «Межрегиональный альянс строительных предприятий» Татьяны Кузьминой, финансирование данной программы в нашей стране снизилось в разы. Так, согласно последним изменениям, на это направление в 2016 году предусмотрено 529 млн рублей вместо изначально планируемых 7 млрд рублей. В 2017 году на эту программу решено дать еще меньше – 475 млн рублей.
Причем с кризисом в стране такие изменения связаны едва ли, считает она. На 2016-2017 годы на развитие и модернизацию электроэнергетики решено выделить значительно больше – 7 млрд рублей, а не 1,5 млрд рублей, как предполагалось первоначально.
«У нас в Волгоградской области за шесть лет действия программы выдано всего 295 паспортов энергоаудиторов. Закон замер. Энергосбережение в кризис – это один из самых действенных рычагов. Если мы не будем ставить в приоритет это направление, то далеко не уйдем», – подчеркнула госпожа Кузьмина.
С мнением по поводу заморозки закона согласен и генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский: «Закон не работает, потому что сами энергокомпании не заинтересованы в энергоэффективности».
Он также добавил, что и Минстрою этот закон не очень нужен, судя по отсутствию его представителей на заседании круглого стола. Возможно, случилось это оттого, что похвастаться работникам министерства в этом направлении за шесть лет особо нечем.
Так, по словам заместителя по научной работе ГУП НИИ Мосстрой Григория Васильева, основных показателей энергетической эффективности и критериев энергопотребления в строительной сфере так и не появилось. И это несмотря на то, что данные нормы должны были принять еще в 2009 году в рамках выполнения 261-ФЗ, а также отдельных поручений Президента РФ.
«В этой сфере полная сумятица и неразбериха, – добавляет Григорий Васильев. – Каждый из производителей считает свою технологию наиболее энергоэффективной».
Кроме того, согласно закону в случае если здания не соответствуют требованиям энергоэффективности, их в эксплуатацию ввести нельзя. Однако об этом «не помнит» Госстройназдор, поскольку зданий, не принятых по этому пункту, не было.
«По нашим исследованиям, фактическое превышение потребления электроэнергии в новом строительстве составляет 50-80% по сравнению с условными нормативами. А после капремонта еще больше», – подчеркнул господин Васильев.
 
Приборы без учета

Правда, такая плачевная тенденция наблюдается не по всей стране. Как объяснил президент Челябинского межрегио­нального Союза строителей Александр Абаимов, таблички класса энегоэффективности уже появились на домах Челябинска. Более того, за несколько лет его пребывания в должности начальника областного Госстройназдора в ведомстве не вводили в эксплуатацию дома без поквартирного учета. Такие дома полностью оснащены необходимой автоматикой и приборами учета.
Проблема оснащения энергоэффективным оборудованием часто заключается в отсутствии контроля над его работой, считает Всеволод Скремета, заместитель директора РПК «Системы управления», занимающейся разработкой систем поквартирного учета для домов с вертикальной разводкой отопления: «Первое время после установки оборудования мы смотрим работоспособность этой системы и обеспечиваем передачу данных. Пока мы контролируем работу, система работает. Как только передаем ее управляющей компании – все моментально прекращается и жильцы снова переходят на оплату норматива за «квадрат».
Для решения этой проблемы нужно вовлечь заказчика в полный цикл строящегося объекта, считают эксперты. Поможет в этом вопросе и стимулирование застройщиков со стороны государства, если те будут использовать энергоэффективные технологии при строительстве жилья.
«Надо понимать, что заказчик – бизнесмен. Дополнительно вкладывать деньги в энергоэффективность не в его интересах, – говорит вице-президент Санкт-Петербургской ТПП, член совета НОПРИЗ Антон Мороз. – Его надо стимулировать, например, какими-то налоговыми послаб­лениями. А если он будет заниматься эксплуатацией этого оборудования, то да, он сначала вложит в «квадрат» больше, но зато потом это окупится с лихвой».
Все перечисленные предложения и замечания стали основой для обращения в Минстрой в качестве рекомендаций по созданию «дорожной карты», направленной на снятие барьеров на пути повышения энергетической эффективности. Но, судя по всему, процесс снова затянется. Как сообщил руководитель департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Алексей Туликов, этот документ будет принят не раньше чем в конце 2016 года, а реализовываться начнет только в 2017-2018 годах.

Мнение:
Александр Гримитлин, президент НП «АВОК СЕВЕРО-ЗАПАД»:
– Необходимо, чтобы конечный потребитель – житель этого дома имел возможность влияния на выбор энергоэффективных технологий и материалов на стадии строительства. Идеального же заказчика, учитывающего все параметры энергоэффективности и закладывающего их в стоимость объекта, можно ждать очень долго.

Кстати:
Для повышения энергоэффективности не хватает:
– понятных единых стандартов и методологий определения энергоэффективности;
– надлежащего надзора;
– ответственности за непринятие мер по энергосбережению и повышению энергоэффек­тивности;
– соответствующих стимулов – как экономических, так и других.


РУБРИКА: Саморегулирование
АВТОР: Ольга Кантемирова