Госзаказ по новым правилам


26.10.2015 09:36

В законопроект, регулирующий госзакупки в сфере строительства, предлагается внести изменения. Игроки рынка оценивают их пока неоднозначно и считают, что документ требует дальнейшей доработки.

 

Ассоциация «Национальное объединение строителей» в Петербурге провела заседание круглого стола «Изменение законодательства, регулирующего государственные закупки в сфере строительства». В нем приняли участие представители НОСТРОЙ, руководители местных СРО, а также главы профильных комитетов городской исполнительной власти. В рамках мероприятия обсуждались основные положения федерального законопроекта «О закупках подрядных работ в сфере строительства для государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных юридических лиц».

Версия 4.0

Напомним, данный законопроект разрабатывается по инициативе НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Необходимость его создания эксперты объясняют отсутствием в федеральных законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ правовых норм, обеспечивающих эффективное своевременное и качественное выполнение инженерных, проектных и строительных работ. Основные положения документа несколько раз корректировались. На заседании круглого стола участникам строительного рынка была презентована новая редакция законо­проекта.
Директор Международного института контрактных отношений Российского университета дружбы народов Павел Колыхалов, один из разработчиков законопроекта, отметил, что в документе прописаны те позиции, которых нет в действующем законодательстве о госзакупках. В частности, правовым документом устанавливается, что основой для технического задания, описанием объекта закупки и выявлением начальной цены является проектно-сметная документация. Все разночтения между закупочной и проектно-сметной документацией трактуются в пользу последней.
Кроме того, законопроектом определяется обязательное участие СРО в выборе подрядчика, как и ответственность саморегулируемой организации за результаты исполнения подрядчиком договора подряда. Предполагается, что СРО в субсидиарном порядке будет отвечать за проблемных подрядчиков.
По словам Павла Колыхалова, согласно разработанным нововведениям, генпод­рядчик по условиям контракта должен будет самостоятельно выполнять не менее 75% работ. «Таким образом, от конкурса будут отсеиваться организации-пустышки. Для подрядчиков, работающих в связке с дочерними организациями, будет предусмотрена возможность составления коллективной заявки», – подчеркнул Павел Колыхалов.
Специалист также добавил, что по условиям законопроекта подрядчик будет обязан в обязательном порядке тесно работать в связке с банком. Это касается не только необходимости получения банковской гарантии, но и полного сопровождения кредитной организации работ по контракту. В его рамках предполагается проведение расчета между заказчиком и поставщиком через специальный счет в банке. Данное новшество позволит заказчику обеспечить более эффективный контроль за исполнением обязательств по контракту.
По словам разработчика законопроекта, одна из главных позиций документа – отказ от аукционов. Будут проводиться конкурсы, где цена не будет являться единственным критерием выбора подрядчика. «Полный отказ от аукционов давно зафиксирован мировой практикой. Мы пока работаем по этой системе. Хотя все прекрасно знают, что значительное снижение цен чревато негативными последствиями», – подчеркнул Павел Колыхалов.
Стоит отметить, что принятие закона не повлечет дополнительных издержек федерального и региональных бюджетов, зато значительно сократит временные издержки определения подрядчиков, снизит коррупционные риски заказчиков, будет способствовать снижению возможности картельных сговоров.

Нуждается в доработке

Некоторые участники заседания круг­лого стола пришли к выводу, что законопроект по-прежнему нуждается в доработке, так как отдельные моменты в нем не прописаны или определены достаточно поверхностно.
По словам начальника управления методологического сопровождения Комитета по государственному заказу Петербурга Дмитрия Ренева, в законопроекте он не увидел положений, касающихся проведения ремонтных работ. «Значительная часть госзаказчиков – это различные социальные учреждения. Основные их заказы – ремонтные работы в своих зданиях. Однако на сегодняшний день действующее законодательство в сфере госзакупок слабо регулирует данный сегмент. Отсюда многочисленные нарушения. Считаю, что есть необходимость подробно прописать проведение ремонтных работ в данном законопроекте и не допускать к конкурсам недобросовестных подрядчиков», – считает чиновник.
Генеральный директор НП «Инж­спец­строй – Проект» Сергей Комаров полагает, что в действующей редакции законопроект нечетко прописывает механизм банковского сопровождения. В частности, из подготовленного документа специа­листу остается неясным, кто будет оплачивать сопровождение – заказчик или подрядчик. Также не определен механизм выбора банка-сопроводителя, принцип его комиссионного воз­награждения.
По мнению участников заседания круг­лого стола, законопроектом достаточно четко прописана ответственность компаний-подрядчиков за нарушение взятых на себя обязательств, как и ответственность СРО. Однако на порядок слабее определена ответственность заказчиков за неисполнение своих обязательств. В настоящее время игроки рынка достаточно часто сталкиваются с задержками оплаты проведенных работ, а также с затягиванием со стороны заказчика или органов власти согласования необходимой разрешительной документации.
Представители строительных компаний и саморегулируемых организаций, принявшие участие в заседании, несмотря на пока не доработанный документ, считают его необходимым для внедрения.
Координатор Ассоциации «Нацио­нальное объединение строителей» по Санкт-Петербургу, генеральный директор НП «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов отметил: он очень надеется, что разработчики прислушаются к мнению петербургского строительного, проектного и изыскательского сообществ, примут предлагаемые поправки и включат их в законопроект при внесении его на рассмотрение Государственной Думы РФ. «Все знают проблемы и недостатки Федерального закона № 44-ФЗ. Сейчас национальные объединения взяли на себя решение очень непростой задачи – разработку нового федерального закона, который позволит облегчить работу игроков рынка по госконтрактам», – считает он.
Координатор НОПРИЗ по СЗФО, директор НП «АВОК СЕВЕРО-ЗАПАД» Александр Гримитлин выразил схожую с коллегой позицию: «Очень важно проведение общественных обсуждений данного законопроекта. Уверен, что высказанные и присланные в адрес разработчиков замечания, предложения и дополнения будут обязательно учтены в окончательной редакции, и новый норматив будет коррелироваться с 44-ФЗ», – подчеркнул он.

Мнение:

Алексей Суров, советник прези­дента Ассоциации «Национальное объединение строителей»:
– Важность данного законопроекта в том, что его готовят сами представители строительного сообщества. От того, каким в конечном итоге будет документ, зависит дальнейшая деятельность строителей в сфере госзаказа. Отмечу, что изначально федеральные чиновники скептически отнеслись к инициативе НОСТРОЙ по разработке законопроекта, но сейчас ее активно поддерживают. Главная наша задача – сделать закон качественным и эффективным в исполнении.


РУБРИКА: Законодательство
АВТОР: Максим Еланский