Озеленение разбилось на сегменты


20.07.2015 09:15

Сегодня застройщики весьма разборчиво подходят к благоустройству жилых кварталов – в эконом-классе строители стараются ограничиться работами по СНиПам, в элитном сегменте, где благоустройство может стоить до 15% сметной стоимости, дополнительные работы по озеленению могут повысить ликвидность проектов.

 

По словам Дениса Бабакова, коммерческого директора «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад», затраты на благоустройство зависят от масштаба жилого проекта и его концепции. Например, для жилого комплекса бизнес-класса «Три ветра» специалистами разработан индивидуальный проект благоустройства дворов и прилегаю­щей территории. Предусмотрено максимально возможное озеленение с посадкой деревьев, установка малых архитектурных форм и устройство детских площадок.

Разница в качестве

По словам руководителя направления продаж и маркетинга группы SOLO Людмилы Тэор, в центральных локациях, где и располагается большая часть элитных проектов, существует дефицит зеленых пространств и значение благоустроенной территории в жилом комплексе приобретает особый смысл. За последние годы у потенциальных жильцов элитных квартир благоустроенная территория воспринимается как нечто само собой разумеющееся, поэтому дизайн-проекту двора девелопер должен уделять особое внимание. «Центр требует не столько оригинальности, сколько ощущения комфорта и приватности. Например, дизайн-проекты дворовых пространств в объектах нашей компании, таких как «Гранвиль», разрабатываются по авторским проектам, подразумевают полную свободу от автомобилей, наличие малых архитектурных форм, обязательное освещение, при этом компоненты должны быть выдержаны в едином стиле и вписываться в общий ансамбль жилого комплекса», – уточняет госпожа Теор. Оформление дворовых территорий в элитных жилых комплексах эксперт оценивает примерно в 10-15% от стоимости проекта.
Геннадий Толкачев, руководитель отдела продаж ЖК «Золотая миля», отмечает, что благоустройство в жилых комплексах разных сегментов отличает лишь уровень и качество реализации проектов благоустройства. «Например, в ЖК «Золотая миля» в Казахстане мы использовали оригинальное решение парковки. Она находится полностью под придворовой территорией. Такой подход повышает уровень безопасности двора для детей и позволяет разместить на всегда ограниченном пространстве больше площадок для отдыха и зеленых зон», – говорит эксперт.
В бюджетных проектах редко уделяют столь пристальное внимание вопросу благоустройства, считает генеральный директор девелоперской компании «Леонтьевский мыс» Игорь Оноков. По его словам, в этом сегменте для покупателя важнее низкая цена квадратного метра. Вместе с тем хороший ландшафтный дизайн способен выделить проект на фоне конкурентов. Тем не менее для благоустройства используется менее экзотические решения, чем в «элите».
«В сегменте премиум покупатель уже довольно искушен. Если раньше придомовая инфраструктура воспринималась как некое дополнение к объекту, то сейчас как один из ключевых критериев при выборе квартиры. Пешеходные тротуары, декоративные растения и освещение, детские площадки и скамейки – без этих элементов не обходится уже ни один проект», – рассказывает господин Оноков. Он добавляет, что из соображений «удивить своего клиента» застройщики привлекают именитых архитекторов и дизайнеров. «Дизайн набережной и внутреннего двора для жилого комплекса «Леонтьевский мыс» разработала всемирно известная студия YOO inspired by Starck. Мощеные дорожки, дизайнерское наружное освещение и места отдыха для жителей, доступ во двор открыт только для его жителей – все это создает ощущение собственного зеленого оазиса», – рассказывает Игорь Оноков.

Благоустройство уйдет в массы

При этом эксперты отмечают, что в перспективе удачные примеры благоустройства так или иначе будут «спускаться» от элит- в комфорт- и эконом-класс. «Индивидуальные проекты благоустройства в нашей компании разрабатываются и для объектов масс-маркет. Например, для разработки ландшафтного решения по благоустройству береговой территории вдоль реки Охты, прилегающей к кварталу «Новая Охта», мы проводим конкурс среди российских и зарубежных архитекторов и ландшафтных дизайнеров. Решение должно включать планировку территории, зонирование, предложения по возведению функционально оправданных малых архитектурных форм, элементы средового дизайна, освещения и озеленения», – добавляет Денис Бабаков.
В конце июня компания начала прием заявок, и сегодня на конкурс поступило 132 заявки (43 командных и 89 индивидуальных). Большинство заявок (84 из 132) – от архитекторов из России. Остальные – от их коллег из стран Западной Европы, Китая, Индии и Канады. Как сообщил господин Бабаков, особое внимание проектировщики уделят границе воды и суши, тщательно продумают решение рекреационных зон. Еще один важный аспект – разработка малых архитектурных объектов, которые будут оцениваться в отдельной номинации.
При этом единого мнения о том, какие элементы благоустройства являются обязательными, а какие люксовыми, у участников рынка нет. Игорь Оноков заявляет, что все нормы и правила благоустройства регламентируются СНиПом. К примеру, по правилам, около 25% от общей площади застройки должно быть озеленено. «К «добровольным» работам можно отнести только высадку дополнительных зеленых насаждений, в том числе цветов, на территории жилого комплекса или изменение благоустройства двора, – уточняет Андрей Ильичев, директор управляющей компании «Пионер-Сервис». – Остальные работы по благоустройству являются обязательными. На дополнительные работы приходится примерно 3-5% от бюджета на благоустройство». По словам Геннадия Толкачева, руководителя отдела продаж ЖК «Золотая миля», обязательных требований по благоустройству нет. При этом застройщики понимают, что благоустроенные проекты более ликвидны, поэтому негласным стандартом можно считать наличие тротуаров и проезжей части, электрического освещения и зеленых насаждений, мест под мусорные баки, зоны отдыха, спортивные и игровые площадки, парковки.


РУБРИКА: Благоустройство
АВТОР: Максим Шумов