Офисный рынок идет сквозь огонь и воду


05.05.2015 10:16

Проникновение страховых услуг в сегменте офисных помещений остается одним из наиболее глубоких – в Петербурге застраховано более 85% офисных зданий классов B и А.

 

В первую очередь собственники или управляющие компании обращаются к имущественному страхованию, защищая само здание (конструктивные элементы, в том числе стены, перекрытия, кровлю), внутренние коммуникации, отделку, стекла, то есть, как правило, включают полный набор рисков, говорит начальник управления розничных продаж Санкт-Петербургского филиала ОАО «СОГАЗ» Татьяна Беляева. К таким рискам, в первую очередь, относится огонь (пожар, взрыв, удар молнии, применение мер пожаротушения), вода (аварии водопроводной, отопительной, канализационной, противопожарной систем, замерзание труб, стихийные бедствия) и противоправные действия третьих лиц (хищение, умышленное повреждение или уничтожение имущества, хулиганство, бой стекол).
К распространенным видам относятся также страхование от ущерба в результате перерыва в производстве – авария или какое-то иное ЧП могут привести к остановке работы бизнес-центра и потере прибыли, и страховая компания компенсирует недополученные арендные платежи, а также страхование гражданской ответственности. В этом случае учитываются уже интересы посетителей или арендаторов офисного центра (если на территории бизнес-центра произойдет несчастный случай, пострадавший получит компенсацию). Может быть также застрахована гражданская ответственность при проведении массовых мероприятий, а также за эксплуатацию источников повышенной опасности (лифты, эскалаторы и т. д.).
Учитывая, что с 1 июля 2013 г. собственники зданий в соответствии со ст. 60 Градостроительного кодекса РФ несут ответственность в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, как и имуществу юридического лица, такое страхование становится актуальным, отмечает начальник управления андеррайтинга имущества и ответственности «Либерти Страхования» Александр Замула. Разрушения, вызванные несоблюдением требований к безопасной эксплуатации сооружений, часто становятся причиной травм и даже гибели людей, и теперь собственники обязаны выплачивать пострадавшим компенсации от 1 до 3 млн рублей. Так что многие из них обращаются к страховщикам.
Часто необходимость страхования прописывается в договоре аренды, и к услугам страховых компаний должен обращаться арендатор бизнес-центра, добавляет генеральный директор страхового общества «Помощь» Александр Локтаев. В целом же это добровольное страхование, если только на этом пункте не будет настаивать банк-кредитор, принимающий здание в качестве залога по кредиту.
Стоимость страхования, по словам господина Локтаева, составляет 0,1-0,15% от стоимости страхуемого имущества. На тарифы влияют самые разные факторы начиная от состояния самого здания и принимаемых мер пожарной и охранной безопас­ности и заканчивая запросами арендаторов или владельцев. Клиент может как застраховать здание комплексно, так и смоделировать набор рисков, выбрав наиболее актуальные – огневые – и сократив свои расходы. Впрочем, эконом-варианты по составу рисков оформляются редко: для бизнес-центров актуален и риск затоплений и стихийных бедствий (повреждения кровли), поэтому владельцы предпочитают оформить полис по полному пакету, отмечает руководитель отдела имущественных видов страхования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Виталий Овсянников.
Некоторые владельцы прибегают к страхованию с франшизой, то есть берут на себя часть убытков в рамках оговоренных лимитов. Это позволяет снизить стоимость страхования, и такие программы будут востребованы в текущих условиях, считает госпожа Беляева. «На фоне стоимости бизнес-центра сумма эта, как правило, несущественная, но за использование франшизы страхователь получает хорошую выгоду», – добавляет она.
Выбор размера франшизы и, соответственно, экономия на премии зависит от типа бизнес-центра, от того, какие эксплуатационные службы его обслуживают, и могут ли ответственные за ремонт сотрудники в кратчайшие сроки проводить мелкие работы, налаживать коммуникации и т. д., перечисляет господин Замула. «Многое зависит и от того, какой опыт был у клиента в части убытков: в большинстве случаев пролонгация договоров осуществляется с расширенным страховым покрытием», – констатирует он.


РУБРИКА: Финансы и страхование
АВТОР: Вероника Маслова