Владимир Мовшович: «Уверен, что компания выйдет на новый уровень развития»


20.04.2015 09:47

Инженерный ресурс, материальная база – у ЗАО «СМУ № 2 Треста № 16» сегодня есть все для того, чтобы выйти на новый уровень развития, уверен директор компании Владимир Мовшович.

 

– Владимир Вениаминович, с какими трудностями сталкиваетесь вы сегодня в своей деятельности?
– Мы уже давно все делаем для того, чтобы стать компанией не только с отличной деловой репутацией, но и с годовым оборотом более 1 млрд рублей. Однако сталкиваемся на этом пути с дополнительными препятствиями в виде ограничений, которые накладывает законодательство о проведении конкурсных процедур. Для работы на бюджетных объектах подрядные организации обязаны предоставить банковскую гарантию либо обеспечение в пределах 30% от стоимости контракта. И поскольку нам интересны объекты стоимостью от 1 млрд рублей, это означает, что необходимо изъять из оборота 300-400 млн рублей либо заручиться банковской гарантией, которая также немало стоит. С другой стороны, рентабельность по бюджетным объектам минимальная, и даже по коммерческим контрактам она не превышает 3%.
И все же, уверен, мы выйдем на новый уровень развития. Сегодня дополнительные предпосылки к этому я вижу в отсутствии у компании обязательств по банковским кредитам, долгов по заработной плате и налоговым выплатам. В свое 70-летие мы все начинаем с чистого листа. Символично, что как раз в преддверии юбилея сдаем в эксплуатацию торговый комплекс «Леруа Мерлен», который построили в очень сжатые сроки. Отмечу, что заказчик принял решение сделать его эталонным магазином своей сети.
Если говорить о трудностях на конкретных объектах, они могут быть совершенно разными. Так, на строительстве детского сада по заказу города Санкт-Петербурга (введен в эксплуатацию в конце 2014 года) нам пришлось своими силами заниматься его проектированием и получать разрешительную документацию. Это привело и к дополнительным затратам для компании, и к увеличению сроков строительства.

– А видите ли вы разницу в работе с российскими и зарубежными заказчиками, над коммерческими или бюджетными проектами?
– Вообще-то разница существенная. При работе с иностранными заказчиками гарантировано очень быстрое прохождение документов: как правило, основной документ – это контракт, и все его пункты исполняются безукоризненно. А строительство бюджетных объектов очень бюрократизировано, и прохождение каждого этапа согласований занимает длительное время.

– Но говорят, что бюджетные объекты интересны, во-первых, гарантированным финансированием, а во-вто­рых, масштабами – счет идет на миллиарды рублей.
– Это справедливо лишь отчасти. Сегодня коммерческие проекты могут стоить гораздо дороже. Бюджетные миллиарды закладываются под определенные программы, как правило, федеральные. А стоимость объектов, заказчиком на которых выступает Санкт-Петербург, сейчас редко превышает миллиард рублей. В адресной инвес­тиционной программе сейчас 53 объекта, но большинство из них с объемом финансирования до 500 млн рублей. В принципе, в частном бизнесе очень большие средства. В том числе если рассматривать и проекты государственно-частного партнерства.
Кроме того, при строительстве промышленных объектов для частного бизнеса заказчик готов нести даже дополнительные затраты, если это гарантирует сокращение сроков.

– Вы хотели бы расширить номенклатуру своих объектов? За счет чего?
– Мы строим промышленные и социальные объекты – например, сейчас участвуем в конкурсах на строительство двух бюджетных детских садов. Что касается жилья, то сегодня частные инвесторы, как правило, располагают собственными подрядными организациями, а сторонние компании могут рассчитывать только на статус субподрядчиков, что для нас не представляет интереса и, кроме того, требует изменений в структуре нашей организации. Однако сейчас мы принимаем участие и в конкурсе на строительство коммерческого жилья по заказу московской инвестиционной компании.

– А какие из уже построенных объектов для вас стали самыми запоминаю­щимися?
– Конечно, вспоминается работа в Антарктиде. Могу сказать со всей ответственностью: мы сделали хороший объект – он всем нравится. Хотя у нас были совершенно иные методы строительства, нежели применялись на других антарктических станциях. Проект был интересен и тем, что заказчик очень серьезно отнесся к проектированию, поскольку комплекс рассчитан на эксплуатацию в течение нескольких десятилетий. По сути, именно заказчик и задавал технологии. И помимо этого мы были ограничены рамками Между­народного договора об Антарктике, где прописан запрет на строительство капитальных сооружений.
Очень красивым и технологически сложным получилось здание для студии анимационного кино «Мельница», которое мы ввели в эксплуатацию в 2014 году. Между прочим, заказчик намерен заявить этот проект к участию в международном архитектурном конкурсе.

– Чем СМУ № 2 отличается от других компаний, которые выполняют более или менее аналогичные работы?
– За последние 15-20 лет мы построили множество достаточно типовых объектов – тех же магазинов сети «О’Кей». Но, знаете, они отличаются тем, что в них по-особому уютно, комфортно. Казалось бы, типовое здание, а почему-то покупателям в нем приятно находиться.

– Каких целей вы стремитесь достичь в нынешнем году?
– Заключить контракты на строительство трех объектов и приблизиться к годовому обороту в 1 млрд рублей. Это для нас психологически важная планка: по итогам 2014 года оборот составил 800 млн рублей.
К сожалению, реальность такова, что многие иностранные инвесторы, которые планировали развивать свой бизнес в России, заняли выжидательную позицию – мы знаем об этом из разговоров с давними зарубежными заказчиками. Однако развитие возобновится, возможно, уже осенью этого года.
Что же касается бюджетных объектов, то с учетом освоения Комитетом по строительству Санкт-Петербурга в I квартале бюджета в небольшом объеме очередные конкурсы, думаю, будут объявлены в ближайшее время, и мы, конечно, будем в них участвовать.

– А каковы ваши планы на более отдаленную перспективу?
– Конечно, хотелось бы выйти в новые регионы. Мы готовы к участию в государственных программах инфраструктурного строительства, в том числе имеющих оборонное значение. Специально для этого прошли обучение и получили лицензию на объекты, представляющие государственную тайну. Хотелось бы войти в программу МЧС по воссозданию инфраструктуры на всем протяжении Северного морского пути.
Пока в нашей стране не пользуются спросом технологии строительства экологичных и энергоэффективных легковозводимых сборных домов. Но мы уже создали совместное российско-финское предприя­тие для производства таких конструкций, и уверены, что эта и другие новые технологии окажутся востребованными в недалеком будущем.

Мнение:

Олег Бодня, директор по строительству ЗАО «СМУ № 2 Треста № 16»:
– Так сложилось, что у нас представлены три поколения, которые я называю «шестидесятниками», «восьмидесятниками» и «двухтысячниками» – по времени начала их работы в компании. Зна­ковые объекты «шестидесятников» – это БКЗ «Октябрь­ский», реконструкция Мариинского театра, санаторий «Белые ночи», СКК. Мое поколение, «восьмидесятников», участвовало в таких проектах, как строительство третьей ледовой арены в «Юбилейном» или нефтеналивного порта в Приморске. А молодежь строит крупные торговые комплексы, офисные и складские помещения.
Мне нравится, что поколения не конфликтуют, что в нашей компании есть возможности и расти карьерно, и просто спокойно работать. И приятно, что сегодня в строительстве есть движение. А значит, и мы продолжаем развиваться.

Роман Копырин, начальник участка:
– Для меня очень запоминаю­щимся стал опыт работы в пос. Баренц­бург, арх. Шпиц­берген, где у нас вообще не было своей техники – всю ее пришлось «выбивать» у корпорации «Арктикуголь». А самым крупным, наверное, можно назвать ТК «Леруа Мерлен», где заканчиваем работу сегодня. Это не просто большое здание. Мы осуществляли и прокладку всех наружных коммуникаций, и ландшафтные работы. И результат получился, по-моему, действительно достойным, начиная от качества сварных швов на металлических деталях и заканчивая качеством сборки подвесных потолков. По крайней мере французскому руководству «Леруа Мерлен» все очень понравилось.

Геннадий Алексеев, прораб:
– Я уже даже не помню, когда пришел в линейное подразделение СМУ № 2. Надо сказать, что линейными работниками становятся далеко не все, кто пробует себя в этой сфере. Из 10 новичков хорошо, если останутся трое. Не любому под силу работать изо дня в день и физически, и умственно. Как показала практика, мне это подошло.
Немало строительных, подрядных организаций, даже крупных, которые приватизировались в начале 1990-х годов, не смогли выдержать конкуренции, ушли с рынка. Мы были в составе Треста № 16. Сегодня его уже не существует, а мы работаем. И раз мы удержались, это говорит о многом.

Василий Барков, прораб:
– Я работаю в СМУ № 2 с 2003 года, и за это время компания, на мой взгляд, изменилась в лучшую сторону. Мы строим довольно крупные объекты, работы хватает. Новые технологии, новые материалы, чтобы не только обеспечить еще более высокое качество, но и сократить сроки строительства, – все это мы стремимся применять в своей практике.
«Леруа Мерлен» – объект интересный потому, что большой объем разнообразных работ надо было выполнить в довольно сжатые сроки. Также в этом торговом комплексе интересна отделка: использованы материалы, более устойчивые к агрессивному воздействию атмо­сферных условий.
А наша компания интересна тем, что за 70 лет деятельности она не просто устояла, но и развивается, несмотря на потрясения 1990-х годов, кризис 2008 года и нынешние сложности в экономике.

Юлия Зарецкая, мастер строи­тельно-монтажных работ:
– В СМУ № 2 я устроилась 1 июля 2014 года. Мне безумно здесь нравится! У меня есть опыт работы в двух других строительных организациях, но СМУ № 2 – самая лучшая. Мало кто берет девушек на линию – меня взяли, поверили в мой профессионализм. Так что я благодарна руководству и стараюсь оправдать доверие.
За неполный год работы я, признаюсь честно, не изучила традиций нашей организации. Но уже успела оценить тесное, конструктивное взаимодействие линии и офиса и прекрасных специа­листов-старожилов. Наш Геннадий Алексеевич Алексеев никогда не устареет. Его девиз – «Строить качественно, безопасно и быстро», и я тоже стараюсь работать именно так.

Справка о компании:

ЗАО «СМУ № 2 Треста № 16» было образовано как Строительно-монтажная контора № 2 в составе Государственного союзного строи­тельно-монтажного треста № 16 «Главленинградстроя» за два дня до объявления Великой Победы на основании письма заместителя народного комиссара судостроительной промышленности СССР. «Мы считаем себя ровесниками Победы», – с гордостью говорят старожилы компании, которая все 70 лет своего существования строила только уникальные объекты. В первые послевоенные годы это были жилые высотки на Московском пр., восстановление и строительство зданий общественного назначения: БКЗ «Октябрьский», кинотеат­ры и гостиницы, знаковые для города спортивные сооружения, государственные резиденции, пример качественной архитектуры – санаторий «Белые ночи», лечебно-оздоровительный комплекс областной больницы им. Свердлова (ныне санаторий «Дюны»), терминалы Пулково-1 (старый) и Пулково-2 – все это создавалось при непосредственном участии СМУ № 2. В недавнем прошлом силами компании было построено также множество торговых и офисных зданий. Например, офисы для ООО «Несте Санкт-Петербург», «Адвекс-Растро» (на пр. Пархоменко, 10), производственные корпуса заводов «Пепси», ООО «Юнилевер Русь» (чаеразвесочная фабрика «Липтон»), «Алпла» (завод по производству упаковок). Стоит отметить, что компания всегда выполняла функции генерального подрядчика и, кроме того, занималась проектированием уникальных объектов.
Как Строительно-монтажная контора № 2 организация существовала до 1952 года, когда наконец получила нынешнее название – Строительно-монтажное управление № 2 – и переехала в здание по адресу: наб. реки Мойки, 67-69, где остается и поныне.
К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга ЗАО «СМУ № 2 Треста № 16» в короткие сроки реконструировало и ввело в эксплуатацию здание бывшего Конюшенного корпуса в составе правительственного комплекса «Константиновский дворец» в Стрельне. В Конюшенном корпусе появились офисные помещения. Также к юбилею был построен детский реабилитационный центр детей-инвалидов им. Г.А. Альбрехта на ул. К. Смирнова.

Кстати:

ЗАО «СМУ № 2 Треста № 16» – компания, в которой не редкость старожилы, работаю­щие здесь уже 40 лет и более. «Молодежь от нас, бывает, уходит, но очень часто – на повышение. Мы всегда были кузницей строительных кадров для Санкт-Петер­бурга и Ленинградской области», – констатирует Лида Рыжкова, руководитель сметного отдела.
Численность СМУ № 2 заметно сократилась с советских времен. Если к середине 1980-х годов в штате было около 300 человек, к началу 1990-х – около 200 человек, то сегодня штатная численность – 84 работника. «Однако эта динамика в большой степени отражает специ­фику современного строительства. Для работы на крупных объектах мы привлекаем дополнительные кадры на условиях срочных договоров», – уточняет Лариса Казберова, начальник планово-экономического отдела.
ЗАО «СМУ № 2 Треста № 16» работает преимущественно с коммерческими заказчиками, однако наиболее крупные объекты в последние годы были как раз с бюджетным финансированием: строительство комплекса зданий для научных исследований на станции «Прогресс» в Антарктиде, лабораторного комплекса в пос. Баренц­бург на архипелаге Шпицберген.
«В советское время мы работали в среднем на 30 объектах в год, из них не менее пяти были крупными. Если раньше мы тщательно отбирали заказчиков, то сегодня, не скрою, заказы ищем. Но, как правило, длительных простоев в работе не бывает. У нас репутация генподрядчика, который ни разу не отказался от исполнения договорных обязательств, не сорвал сроков выполнения работ и не допустил брака в конструктиве», – говорит Лариса Казберова. «У нас нет собственного производства, но есть, образно говоря, головы и руки. Мы умеем организовать строительный процесс так, чтобы все выполнялось в срок и с хорошим качеством. Это и помогло нам выстоять в самые непростые времена с точки зрения экономики», – дополняет коллегу Лида Рыжкова.


РУБРИКА: Достижения
АВТОР: Татьяна Крамарева