Для переработки мусора требуется модель


10.03.2015 10:41

Механизмы реализации новой редакции Федерального закона «Об отходах потребления и производства» обсудили в аппарате полномочного представителя Президента РФ в СЗФО.

 

Лейтмотивом совещания стала идея о необходимости выработки универсальной модели обращения с отходами. «Сегодня необходимы согласованные между регионами и, может быть, даже между округами действия, которые выстроили бы всю систему сбора, утилизации и переработки ТБО, уже в течение многих лет требующую серьезного реформирования. Выход в свет нового федерального закона как раз и дает нормативный, даже политический толчок, чтобы мы начали более активно работать в этом направлении», – заявил Сергей Зимин, помощник полномочного представителя Президента РФ в СЗФО.
Как пояснил, в свою очередь, Сергей Петров, заместитель председателя думского Комитета по земельным отношениям и строительству, руководитель проекта «Экология России», после всероссийского совещания, посвященного воплощению в жизнь требований 458-ФЗ, количество вопросов из регионов «зашкаливает». И потому было принято решение обсудить спорные моменты на местах. Стоит отметить, что проект «Экология России», стартовавший в 2011 году, нацелен в том числе на реализацию новых требований российского законодательства в сфере обращения с отходами. «Одна из главных задач проекта – создание площадки, где мы можем обмениваться подходами к решению тех или иных задач», – отметил Сергей Петров.
458-ФЗ, принятый в конце декабря 2014 года, ввел несколько принципиальных, по мнению специалистов, новшеств. «Закон, по сути, сформулировал ранее отсутствовавшую в нашей стране систему стимулирования и наказания в сфере переработки отходов», – подчеркнул Михаил Слипенчук, заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Принципиальными новеллами являются также перенос ответственности за обращение с отходами с муниципального на регио­нальный уровень и создание инфраструктуры за счет государства, что исключает инвестиционную составляющую в платежах населения.
Важным специалисты признают и появление на рынке обращения с отходами регионального оператора (их может быть несколько в рамках одного субъекта РФ), который не назначается, а избирается на конкурсной основе. Наконец, существенная новелла – отнесение сбора и переработки отходов к коммунальным услугам. Это, с одной стороны, позволяет обязать владельцев частных домов заключать договоры с операторами по обращению с отходами. А с другой – дает возможность региональным операторам защищать свой экономически обоснованный тариф на вывоз мусора.
Участники совещания обозначили основные проблемные аспекты в сфере обращения с отходами. Во-первых, нет однозначного мнения о том, кто должен быть региональным оператором – частная структура либо организация, подконтрольная государству, социально ориентированная либо действующая на принципах самофинансирования. Во-вторых, необходимо разработать механизм более точного учета фактически вывезенного объема мусора: практически все лицензированные полигоны устанавливают тарифы за прием мусора в тоннах, тогда как перевозчики собирают определенный объем отходов, и вес при этом может быть разным. В-третьих, со вступлением в силу 458-ФЗ требуется обременение для потенциальных операторов по рекультивации санкционированных свалок. «По нашим подсчетам, более 60% действующих свалок останутся без присмот­ра», – заявил Элмурод Расулмухамедов, президент Всероссийского общества охраны природы.
Далее, пока работа по созданию системы обращения с отходами сосредоточена преимущественно на утилизации коммунальных отходов, которые, как отметила Евдокия Бычкова, депутат Госдумы от Липецкой области, составляют лишь около 10% от общего объема.


РУБРИКА: Отходы
АВТОР: Татьяна Крамарева