Андрей Изотов: Все жилищное строительство в области ориентировано на социальный заказ


10.10.2014 17:30

Андрей Изотов, министр строительства и территориального развития Мурманской области, рассказал «Строительному Еженедельнику» о бюджетном финансировании инженерной подготовки земли, о проблеме некачественного подрядчика, а также о том, почему регион ставит «антирекорды» по объемам жилищного строительства.

 

– Какой объем строительных работ удалось выполнить за три квартала текущего года? Можете ли Вы назвать крупнейшие проведенные конкурсы?
– На 1 октября 2014 года объем выполненных работ составил 354 млн рублей (по объектам капитального строительства, заказчиком по которым выступает ГОКУ «УКС МО»), в том числе без учета проектных работ – 348,4 млн рублей. Среди крупных конкурсов, прошедших в регионе в 2014 году, можно назвать реконструкцию здания Мурманской областной филармонии, строительство очистных сооружений и резервной котельной областного противотуберкулезного диспансера, третью очередь реконструкции психоневрологического интерната в Апатитах, до конца года планируется провести конкурс на реконструкцию здания областного драматического театра. Состоялся конкурс на разработку проектной документации по реконструкции Мурманской областной научной библиотеки и разработку проектов строительства пяти фельдшерско-акушерских пунктов в районах региона.

– Какой план ввода жилья в регионе в 2014 году? Каковы прогнозы его исполнения?
– За 9 месяцев 2014 года в Мурманской области за счет всех источников финансирования было введено 8,2 тыс. кв. м жилья, в том числе шесть индивидуальных жилых домов в поселках Умба, Варзуга, Зеленоборский, а также в Апатитах. Для расселения граждан из аварийного жилья в Кандалакше введены два многоэтажных жилых дома общей площадью 3836 кв. м, в г. п. Умба – два многоквартирных жилых дома общей площадью 2004 кв. м. С 2011 года в области годовой показатель по вводу жилья держится на уровне около 25 тыс. кв. м: 2011 год – 23,1 тыс. кв. м, 2012 год – 24,3 тыс. кв. м, 2013 год – 24,8 тыс. кв. м. В 2014 году в соответствии с запланированным показателем государственной программы Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона» объем введенного жилья должен составить 35 тыс. кв. м. Программа была разработана в 2013 году, прошла защиту в Минстрое РФ и утверждена постановлением правительства Мурманской области. Программа включает целый ряд мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий жителей Мурманской области и развитие жилищного строительства. В рамках программы, в том числе, предусмотрены средства для предоставления субсидий муниципальным образованиям на создание инженерной инфраструктуры на территориях комплексной и индивидуальной жилищной застройки, что позволит существенно увеличить объем ввода жилья в индивидуальном секторе, вовлечь в этот сектор многодетные семьи. Начиная с 2013 года, в бюджете области ежегодно для поддержки многодетных семей на индивидуальное жилищное строительство предусматривается 70 млн рублей.

– Мурманская область замыкает тройку регионов с самыми низкими объемами жилищного строительства. В чем причины такого отставания?
– В последние годы практически все жилищное строительство в области ориентировано только на социальный заказ и строится за счет бюджетных средств, не считая индивидуального жилищного строительства, объемы которого ежегодно не превышают 4 тыс. кв. м. Строительство многоквартирных домов за счет бюджета (федерального – дома для военных, для служащих ФСБ или консолидированного бюджета Мурманской области) в основном направлено на создание нового жилья для расселения аварийного фонда.

– Можно ли изменить эту ситуацию?
– Безусловно, но это вопрос перспективы. Сегодня в области, в том числе из-за малых объемов строящегося жилья, средняя стоимость строительства за 1 кв. м составляет около 60 тыс. рублей, малоэтажного строительства – 47 тыс. рублей, что практически вдвое выше ценовой планки по программам, ориентированным на массовое строительство жилья экономического класса. Мы считаем, что с приходом в регион крупных инвестиционных проектов должно начаться более активное строительство жилья, за счет которого будет формироваться фонд арендного жилья для приглашенных специалистов, а также для тех, в ком заинтересовано производство и чьи жилищные условия требуют улучшения. Надеемся на формирование нового жилищного фонда в ЗАТО, квартиры в котором будут получать военнослужащие. Одновременно начнется создание фонда некоммерческого использования для улучшения жилищных условий очередников, не являющихся малоимущими. Ожидается, что такие дома будут строиться за счет бюджета. Первые из них уже появились для учителей в селе Варзуга Терского района; в 2015 году в селе Ловозеро будет введен 60-квартирный дом, готов проект 36-квартирного учительского дома в Кандалакше.

– Насколько остро стоит в области проблема некачественного и «нерадивого» подрядчика? Есть ли в области какие-то «черные списки»?
– Проблема «нерадивого» подрядчика существует, наверное, во всех регионах. Не исключение Мурманская область, где также есть случаи недобросовестного отношения подрядчиков и срыва выполнения контрактов. Для заказчика такая ситуация всегда негативна, так как за ней следует непростая и длительная процедура расторжения контракта, заключение нового, увеличение сроков строительства и многое другое. В случаях бюджетного финансирования на эти проблемы накладывается специфика бюджетного процесса, где наиболее важно своевременное освоение средств. К таким подрядчикам должно быть самое жесткое отношение: там, где предусмотрено законом – включение в реестр недобросовестных, в других случаях строжайший контроль и пристальное внимание заказчика. Примером может служить проект строительства бассейна в г. Кандалакша, в ходе которого подрядчик во второй раз остановил работы. Причинами этого послужили как недоработки проекта, так и неквалифицированные действия подрядчика, допустившего серьезные нарушения в технологии возведения фундаментов. В результате стройка не завершена, контракт расторгнут, и мы вынуждены заново проводить конкурсные процедуры. Такие проблемы знакомы и другим заказчикам – в области есть ряд «небюджетных» объектов, строительство которых остановлено. Это случаи, когда подрядчики берутся за исполнение контракта, но не способны справиться с ним: не хватает профессионального опыта, оборотных средств, специалистов, техники.

– В регионе утверждена Инвести­ци­онная стратегия до 2025 года. Какое место в ней отведено строительной отрасли – сооружению промышленных и жилищных объектов?
– В Инвестиционной стратегии развитие промышленного комплекса выделено в отдельную концепцию. Одним из наиболее важных направлений улучшения инвестпривлекательности региона определено использование природно-ресурсного потенциала ее территорий и прилегающих к ним акваторий (в первую очередь минерально-сырьевые и энергетические ресурсы) и развитие на его базе хозяйственных комплексов, в том числе строительного комплекса. В частности, в плане развития стройиндустрии решаются задачи по активизации промышленного строительства, актуализации сырьевой и промышленной базы региона, развитию региональной промышленности строительных материалов, капремонту жилищного фонда и формированию среды нового качества. План мероприятий, связанных с развитием промышленности, в том числе источники финансирования, этапы реализации, формы контроля и мониторинга, включен отдельным блоком в «дорожную карту» реализации Инвестиционной стратегии.


РУБРИКА: Строительный округ
АВТОР: Михаил Немировский