Исторический центр не уходит под землю


14.07.2014 09:24

Несмотря на сложные грунтовые почвы, осваивать подземное пространство в Петербурге можно. Так считают специалисты отрасли и подчеркивают, что при соблюдении всех правил проведения работ подземка даже может сохранить исторический облик города.

 

Петербург – город на болотах. Однако подземные строители уверены, что благодаря современным технологиям осваи­вать пространства под Северной столицей можно и даже нужно, так как это необходимое условие развития мегаполиса. Совершенствование подземной инфраструктуры в историческом центре, считают специалисты, может уменьшить нагрузку основных дорожных артерий и поможет сохранить построенные здания.

Ориентируясь на мировой опыт

По словам профессора Технического университета в Генте (Бельгия) Уильяма Ван Импе, международного консультанта по ряду проектов освоения подземных пространств в Петербурге, в том числе по строительству здания новой Мариинки, город на Неве – не уникальный по сложности грунтов. Более того, отмечает он, есть города с куда более непростыми почвами, но где освоение подземного пространства активно развивается.
«Для дальнейшего развития Петербургу необходимо подземное строительство. В том числе и в исторической части. От этого никуда не деться. Возникающие сложности можно преодолеть, используя современные технологии и мировой опыт», – считает эксперт.
Профессор Российского государственного геологоразведочного университета (Москва) Евгений Пашкин также полагает, что все проблемы подземного строительства в Петербурге вполне решаемы. «Сейчас технологии настолько усовершенствовались, что рисков освоения подземного пространства в слабых грунтах Петербурга нет. Гораздо хуже, что тормозят развитие подземной отрасли чиновники. Без преодоления их консерватизма трудно будет что-либо делать», – делится мыслями он.
С выводами теоретиков согласны и местные практики подземного строительства. Они признаются, что осваивать пространство под городом мешает, особенно если это коммерческий проект, большое количество согласований под устаревшие нормы.
По словам генерального директора Объединения подземных строителей и проектировщиков Сергея Алпатова, в настоящее время подземное пространство в Петербурге практически не осваивается. «Главная причина тому – отсутствие долгосрочного градостроительного планирования в области подземной урбанизации. Притом что практически все технологии, используемые в настоящее время в сложных гидрогеологических условиях Петербурга, являются передовыми», – подчеркивает специалист.

Направленность на сохранение

Между тем игроки рынка отмечают, что осваивать подземное пространство под историческим центром Петербурга гораздо сложнее, чем на периферии, так как на подрядчика ложится более серьезная ответственность за сохранение прилегающих к работам исторических зданий.
По словам Сергея Алпатова, в историческом центре следует применять технологии, учитывающие конкретные гидрогеологические условия и конструкции фундаментов зданий, находящихся в зоне строительства. В частности, расположение и конструкция подземного сооружения должны выбираться в соответствии с долгосрочным градостроительным планом и планом развития подземной инфраструктуры города.
Генеральный директор НПФ «Водные ресурсы» Евгений Ломакин добавляет, что также не следует рассматривать технические решения по освоению подземного пространства в отрыве от социально-экономических последствий реализации этих решений. «Специфика инженерно-геологического строения подземного пространства в сочетании с исторически сложившимся порядком сооружения фундаментов приводит к многократному увеличению области негативного влияния не только непосредственно примыкающие к ним здания, но и находящиеся достаточно далеко. Поэтому необходимо просчитывать все последствия реализации конкретных технических решений, которые, естественно, будут влиять на выбор той или иной стратегии. Причем в данных условиях будут влиять разнообразней и сильней, так как ко всему прочему центр города – сосредоточение социальных проб­лем», – считает специалист.
Тем не менее, подчеркивают эксперты, проводимые подземные работы при соблюдении всех технологий безопасности могут не только не нанести вреда окружаю­щему пространству, но и помочь сохранить его. Дело в том, отмечают они, что подземщики проводят укрепление фундаментов и фасадов существующих зданий, попавших в зону риска, тем самым продлевают таким домам жизни.

Удачные примеры

Примером особо успешного освоения подземного пространства, полагает генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Александров, можно считать строительство наклонного хода станции «Адмиралтейская». «Новые технологии, новое проходческое оборудование – ТПМК «Аврора» – позволили метро­строителям построить в самом центре, в катастрофически стесненных условиях самый глубокий наклонный ход, который только есть в Петербурге. При этом было расселено и снесено только одно здание, которое, собственно, находилось в месте будущего вестибюля. 20 лет назад о таком и подумать было нельзя. Не было технологий безосадочной проходки. Именно поэтому станция долгое время была недоступна для эксплуатации в полную силу. Однако технологии появились, оборудование появилось, более того, появился опыт работы, и объект был построен», – подчеркивает глава «Метростроя».
Руководитель отдела подземного строительства компании «БалтМонолитСтрой» Антон Максимов добавляет, что в работах на «Адмиралтейской» участвовала и его организация. Он вспоминает, что для прилегающих к строительству зданий компания применяла инъекционные способы укрепления грунтов по технологии БАСФ. Данная технология отлично смогла зарекомендовать себя в условиях плотной городской застройки.
По словам господина Ломакина, удачными работами освоения подземного пространства также можно считать «Владимирский пассаж» на Владимир­ском пр., здание по Большой Мор­ской ул., 54, офисное здание на Почтамт­ской ул. с подземным паркингом. В данных проектах, отмечает он, все последствия применения технических решений сначала анализировались на информационных моделях, а уже потом реализовывались в натуре.

Тендеры для профессионалов

По мнению специалистов, главным критерием выбора подрядчика для работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, к которым относятся метрополитен и другие подземные объекты, должен быть опыт работы предприятия в конкретных инженерно-геологических условиях, а не минимальная стои­мость контракта.
В частности, по словам господина Александрова, конечно, цена – это самый удобный и простой фактор для принятия решения при выборе подрядчика. «Однако в области метростроения на первом месте должна стоять гарантия качества выполненных работ. А это возможно только за счет опыта. Объекты метрополитена относятся к особо опасным, технически сложным и порою уникальным. Для таких объектов требуются свои стандарты, нормативы, своя классификация и пр. Поэтому в конкурсах на строительство подземных объектов, метрополитена в частности, первым критерием должен стоять опыт выполнения аналогичных работ. Только так можно обеспечить необходимую степень безопасности строящегося объекта», – отмечает он.

Мнение:

Вадим Александров, генеральный директор ОАО «Метрострой»:
– Безопасность подземных работ, особенно в историческом центре Санкт-Петербурга, зависит от множества факторов. На первом этапе строительства, связанном с подготовкой площадки, строители сталкиваются с большим объемом выноса инженерных сетей. Прежде чем приступить к подземным работам, трубопровод, кабели различного назначения необходимо переложить. В историческом цент­ре к этому еще могут добавиться старые фундаменты зданий, находящихся ранее на этом месте, различные остатки дорог, ограждений, трамвайных путей. При подготовке стартового котлована для строительства наклонного хода станции «Обводный канал», например, метростроители обнаружили остатки старой конки. К такого рода «сюрпризам» надо быть готовыми и знать, что с ними делать. Далее начинается второй этап – это укрепление грунтов и сооружений, находящихся в пятне застройки. От того, насколько качественно выполняются эти работы, зависит все дальнейшее строительство. Из способов закрепления грунта можно упомянуть «стену в грунте», струйную цементацию, шпунт, азотное замораживание. Все эти методы успешно применяются как при строительстве объектов метрополитена, так и объектов другого назначения.


РУБРИКА: Подземное строительство
АВТОР: Максим Еланский