Дорожники оформляют спорные лицензии


19.10.2015 09:36

До 1 января в соответствии с Федеральным законом 89-ФЗ «Об обращении с отходами производства и потребления» организации, занимающиеся сбором мусора, должны получить соответствующую лицензию. Для дорожных ремонтно-строительных управлений (ДРСУ) это дополнительные расходы в условиях финансирования ниже нормативного.

 

«Для дорожников это очередная петля, которую можно подтягивать, ослаблять и т. д. Мы и так оплачиваем труд рабочих, занятых сбором мусора, приобретаем специальные мешки для его складирования, содержим транспорт, на котором вывозим отходы, и оплачиваем их размещение на полигоне. С учетом того, что плечо доставки составляет 80-100 км, 1 куб. м мусора, по нашей оценке, обходится нам примерно в 2,5 тыс. рублей», – заявил Виктор Федоров, директор ГП «Лодейнопольское ДРСУ».
Сбор и вывоз посторонних предметов (мусора) с обочин и полосы отвода входит в обязанности ДРСУ по содержанию автодорог, и, таким образом, лицензия, регламентированная 89-ФЗ, является для них абсолютной необходимостью. «Как они занимались сбором мусора в рамках содержания автомобильных дорог, так и продолжат заниматься, поэтому лицензирование должно состояться», – прокомментировал Михаил Козьминых, председатель областного Комитета по дорожному хозяйству. Однако нет гарантий, что все ДРСУ необходимую лицензию оформят до конца года. Отчасти из-за довольно сжатых сроков, отчасти из-за недостатка средств. «По региональным дорогам финансирование содержания составляет 34% от нормативного», – напомнил Виктор Федоров. «Мы считаем нецелесообразным получение лицензии нашим предприятием на сбор и транспортировку мусора (несанкционированных свалок) с обочин автодорог. У предприятия нет средств для оформления лицензии, закупать специализированный транспорт, проводить обучение специалистов и рабочих», – сказал, в свою очередь, Александр Ильин, директор ГП «Сланцевское ДРСУ».

Профессиональная альтернатива

С учетом условий, в которых сегодня работают ДРСУ, профильный комитет прорабатывает вариант заключения договоров с компаниями, которые занимаются сбором мусора профессионально и «будут получать лицензию в любом случае». «У нас есть расценки, приемлемые для этих компаний», – сообщил Михаил Козьминых. Пози­ция председателя профильного комитета нашла поддержку в дорожных ремонтно-строительных управлениях. В част­ности, в Сланцевском ДРСУ заявили, что сбор мусора с полосы отвода автодорог «необходимо поручить специализированным организациям, имею­щим лицензию на данный вид деятельности, освободив полностью от этой обязанности ДРСУ».
Таким образом, серьезной проблемы в связи со вступлением в силу новых требований закона в областном Комитете по дорожному хозяйству не видят. Однако считают, что для дорожных организаций лицензия в части сбора и транспортировки мусора не нужна. «Одно дело – сбор бытовых отходов, другое дело – сбор отходов в режиме содержания автомобильной дороги. Получать лицензию, чтобы убрать остатки шин либо что-то подобное, – абсурд», – заявил Михаил Козьминых.

Закон молчит

Но с учетом того, что федеральный закон не обязывает частных домовладельцев иметь договоры на санитарную очистку, многие дачные партнерства в Ленобласти не заключают договоры на санитарную очистку либо заключают на объемы меньше фактических, и дачники оставляют мусор на дороге, зная, что его обязательно уберут. В Лодейнопольском ДРСУ рассказали о собственном опыте борьбы со стихийными свалками, характерными для окрестностей ДНП или СНТ. «Задолго до обсуждения поправок в 89-ФЗ в порядке инициативы мы на участке автодороги «Кола» выставили на съездах два десятка специально арендованных и маркированных контейнеров под сбор мусора. На начальном этапе они действительно стали использоваться по назначению. А потом дачники стали заполнять эти контейнеры и сваливать вокруг них крупногабаритный «мусор» вплоть до старых диванов и холодильников. Пришлось от контейнеров отказаться», – резюмировал Виктор Федоров.
«У нас очень много стихийных свалок. Оценить их количество сложно, но мы ежегодно убираем под 100 тыс. куб. м разного мусора с автомобильных дорог. Из этого объема пользователи автодорог оставляют, наверное, одну сотую часть», – сообщил, со своей стороны, господин Козьминых.
Поправки в 89-ФЗ в части лицензирования, распространяющегося и на ДРСУ, сами дорожники называют непродуманными. «К сожалению, порой у нас принимаются законы, не полностью взвешенные. Это как в случае с законом о тахографах: приняли, в силу вступил, а вопросы без ответа остались», – прокомментировал Виктор Федоров. Кстати, по его мнению, заключение договоров со специализированными организациями на вывоз мусора с обочин и полосы отвода – вариант нежизнеспособный. «На участке автодороги «Кола», который мы обслуживаем, на каждой площадке для мусора стоит урна с мешком. Не думаю, что будет специализированная компания по мешочку собирать. Хотя, по сути, наверное, закон и принят для того, чтобы специальные фирмы централизованно собирали и вывозили эти отходы», – сказал он.
Помимо дальнейшей доработки законодательства, регулирующего эти вопросы, в том числе «упрощения развития и устройства полигонов», убежден Виктор Федоров, необходима популяризация идей ответственного обращения с отходами среди россиян.

Мнение:

Михаил Козьминых, председатель Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области:
– Эффективным механизмом решения проблемы избытка отходов в полосе отвода автодорог могла бы стать практика, законодательно утвержденная в соседней Беларуси, – возможность составления административного материала любым дорожным работником, если он имеет соответствующее служебное удостоверение. На основании этого административного материала правоохранительные органы вправе применять финансовые санкции к организациям и частным лицам. В России, к сожалению, таким правом дорожные работники не наделены, полицейские на дорогах не стоят, и такую административную практику не ведет никто. Поэтому все выбрасывают мусор туда, куда есть желание, и пока это очень серьезная проблема.


РУБРИКА: Экология
АВТОР: Татьяна Крамарева