Больные точки проектировщиков


21.04.2014 09:59

Петербург­ский рынок подземного проектирования не может тягаться с московским, местные проектные организации вынуждены заниматься реализацией отдельных, точечных проектов, как правило, не связанных между собой.

В КРТИ «Строительному Еженедельнику» сообщили, что в 2013 году на проектирование метро было выделено 744,7 млн рублей, в 2014 году эта цифра увеличилась до 1,134 млрд рублей. В этот период проектирование велось на объектах Красносельско-Калининской, Невско-Василеостровской, Лахтинско-Правобережной и Фрунзенско-Приморской линиях метрополитена. Проектировались также вторые выходы из метро «Василеостровская» и «Балтийская».
По оценке младшего аналитика «Инвесткафе» Романа Гринченко, объем рынка проектирования метро в Москве составляет около 0,7-1 млрд рублей, при этом ежегодно в эксплуатацию вводится от 2 до 5 новых станций. Крупнейшими игроками на рынке являются «Мосинжпроект» и «Метрогипротранс».
«Учитывая, что рынок проектирования метрополитена в Петербурге является достаточно узким, то в условиях, когда всего две компании конкурируют между собой, рынок можно назвать насыщенным. В связи с тем что отсутствует конкуренция между заказчиками, рентабельность бизнеса проектирующих компаний является достаточно низкой. Наличие даже одного конкурента является значительным стимулом для выполнения качественных работ», – подчеркивает господин Гринченко. Аналитик отмечает, что до 2020 года в Петербурге планируется открыть всего 12 новых станций, что не позволяет появляться на рынке новым игрокам, так как вероятность занятия требуемой для окупаемости доли рынка является достаточно низкой.
Сергей Алпатов считает основной проблемой отрасли отсутствие долгосрочного градостроительного планирования и программ комплексного развития территорий, утвержденных на уровне Смольного. «На сегодняшний день проектные организации вынуждены заниматься реализацией отдельных, точечных проектов, как правило, не связанных между собой и не рассчитанных на долгосрочную перспективу. Комплексное освоение подземного пространства невозможно вне системы долгосрочного градостроительного планирования, и сегодняшнее положение отрасли лишь подтверждает этот тезис. Несмотря на громкие заявления городских властей, перспективы развития Петербургского метрополитена – наиболее значимого для жителей объекта подземной инфраструктуры – весьма туманны», – считает участник рынка.
И.о. заместителя генерального директора ОАО «Ленметрогипротранс» по проектированию метрополитенов Владимир Марков главной проблемой проектной отрасли считает несовершенство существующего законодательства. В частности, он ссылается на постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к ее содержанию». «Этот документ сделал работу проектировщика чрезвычайно сложной, требующей массы усилий для решения задач, напрямую не связанных с техническими вопросами. Из рабочего процесса была вычеркнута стадия технико-экономического обоснования проекта, была утеряна та основа, на которой строилась наша дальнейшая работа. В соответствии с новым законодательством, большую часть проекта составляют материалы, ранее входившие в состав рабочей документации. Таким образом, чтобы пройти экспертизу, проектировщику необходимо в очень короткие сроки проделать огромный объем работ, проработав все узлы будущего сооружения буквально до гвоздя», – рассуждает господин Марков, добавляя, что даже самые незначительные изменения в проекте после прохождения экспертизы недопустимы, в противном случае придется проходить процедуру заново.


РУБРИКА: Проектирование
АВТОР: Татьяна Дятел