Совет не принял театральную связь


21.03.2014 18:30

Совет по культурному наследию отправил на доработку проект приспособления и реставрации первой сцены Мариинского театра. Экспертов шокировало предложение разобрать часть исторического здания, чтобы реализовать идею моста над Крюковым каналом к Мариинке-2.

Концепцию реставрации главного городского театра членам совета на минувшей неделе представил архитектор Ксавье Фабр, который ведет этот проект с 2003 года, когда французский консорциум X. Fabre & Speller / Scene / Setec Batiment выиграл тендер Минкульта РФ. В 2006 году проект был согласован КГИОП и прошел Главгосэкспертизу, но так и не был воплощен: сразу после прохождения экспертизы контракт с консорциумом был разорван. Руководитель театра Валерий Гергиев отказался затевать «большой ремонт» до ввода в эксплуатацию Мариинки-2. По сообщениям в СМИ, контракт на разработку концепции с архитектором был переподписан летом 2013 года. Непосредственно к реставрационным работам в театре планировалось приступить в 2015-2016 годах.
Впрочем, все задумки, представленные французским архитектором, были нещадно раскритикованы членами совета. Так, господин Фабр предложил воссоздать аутентичный вид западного фасада XIX века архитектора Виктора Шретера. В середине прошлого века для нужд театра фасад был закрыт советской пристройкой, которая сегодня, тем не менее, является предметом охраны. Выступавший в качестве рецензента проекта заместитель главы петербургского ВООПИиК Александр Кононов назвал решение «натянуть шретеровский фасад на советскую пристройку» чудовищным «миксом». В целом, по мнению эксперта, французский консорциум довольно легкомысленно отнесся к предметам охраны на объекте. Неприемлемой членам совета показалась надстройка со стороны южного фасада над южным двором. Там предложено установить специальный подъемно-опускной механизм для развозки декораций по этажам. Возмущение экспертов также вызвали предложения пробивки на лицевом фасаде здания новых пожарных выходов – окон и дверей, а также снятие охранного статуса с трех внутренних дворов. «При встраивании в здание двух лифтов для маломобильного населения происходит выход за пределы контура здания, что может негативно сказаться на историческом конструктиве, тем более что все это предметы охраны», – говорит господин Кононов. По словам председателя городского ВООПиК Александра Моргулиса, сейчас главное – решить насущные вопросы сохранности здания, в частности «сползания» театра в Крюков канал, сквозных трещин по периметру, а затем уже думать о современных сценических технологиях.
А самым крупным ляпом новой концепции стал вопрос стыковки старой и новой сцен Мариинского театра. Для этого в ходе строительства второй сцены был построен стеклянный мост. Предполагалось, что он будет использован для оперативного передвижения работников театра и декораций, однако с момента ввода Мариинки-2 в эксплуатацию мост «висит» в воздухе, не примыкая к старому зданию. Оказалось, что строители не попали в нужный этаж и световую ось, более того, новый мост упирается в межкомнатное и межэтажное перекрытие. По словам Ксавье Фабра, виноваты в этом проектировщики новой сцены. «Когда мы проходили экспертизу в 2006 году, мост должен был занимать другое место. Но мы должны адаптировать проект под новое положение моста», – заявил архитектор. Для этого он предложил пробить стену исторического здания с последующей разборкой несущих конструкций для стыковки перехода. Саму возможность разборки части исторического здания отрицают в КГИОП. Как заявил присутствовавший на совете и.о. главы КГИОП Александр Леонтьев, комитет ни в каком виде не согласует такое решение. Более того, согласившись с мнением профессионального сообщества, председатель комитета пообещал провести дополнительную экспертизу по этой переправе, результатом которой с большой долей вероятности может стать снос конструкции, на котором настаивало большинство собравшихся экспертов.
В итоге совет практически единогласно отправил французскую студию дорабатывать проект.


РУБРИКА: События
АВТОР: Михаил Немировский