Неуместные инициативы


11.03.2014 09:47

Новые идеи двигают прогресс. Однако авторитарная модель управления, принятая во многих отечественных компаниях, тормозит проявление сотрудниками инициативы.

Как показывает аналитика вакансий на hh.ru, довольно часто работодатели среди основных требований к соискателям указывают инициативность. При этом действительное проявление инициативы сотрудниками на работе и тем более внедрение новшеств – вопрос тонкий и зависит от многих факторов: функцио­нала, должности сотрудника, ожиданий работодателя, оговоренных на собеседовании, атмосферы и традиций коллектива, поясняет Мила Головченко, руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу.
По словам Натальи Головановой, руководителя исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, инициатива уместна не везде.
Это подтверждают и данные опросов исследовательского центра Superjob.ru. Так, 13% работающих россиян считают, что их руководство воспринимает любые идеи сотрудников отрицательно, 38% отмечают положительное отношение начальства к инициативам, 31% – нейтральное, а 18% затруднились предсказать реакцию шефа на предлагаемые подчиненными новшества.
«Инициатива редко приветствуется на государственной службе, а также в компаниях с незыблемыми внутренними правилами, четко прописанными регламентами, сложившимися традициями и строгой субординацией, – рассказывает госпожа Голованова. – Если руководитель отделен от работников двумя приемными и тремя секретарями, а коллектив воспринимает любые инновации в штыки, стоит трижды подумать, прежде чем что-то предлагать. Вполне возможно, что реализовывать задуманное придется в одиночку, при скрытом противодействии остальных сотрудников и за счет личного времени. Не факт, что это пойдет на пользу карьере».
В отечественных компаниях культура инноваций «снизу» развита слабо. «Культура отечественных компаний, как правило, авторитарна, – отмечает Алексей Устинов, директор по персоналу и корпоративным вопросам компании «ЮИТ Санкт-Петербург». – Однако западные компании и воспринявшие культуру демократичного управления российские компании с разной степенью успеха борются за инициативу «снизу».
Господин Устинов добавляет, что инициативные сотрудники – это продукт эффективной корпоративной культуры, основанной на справедливой оценке достижений и вклада каждого сотрудника – по-научному «меритократия» (от английского слова merit – «заслуга»). «Там, где есть напряженные цели, точное распределение обязанностей, командная работа, уважительные и открытые отношения – обязательно есть инициативные сотрудники», – уверен эксперт.
По словам Натальи Сусловой, генерального директора коммуникационного агентства «Репутация», все зависит от типа компании и политики конкретных руководителей. «Если мы говорим о компаниях, где бизнес выстроен вертикально, то здесь возможность инициативы «снизу» напрямую зависит от политики руководителя каждого конкретного отдела. Если это горизонтальная система построения работы, то здесь от инициативы и свободы сотрудников напрямую зависит эффективность всей компании. Особенно это касается творческих отраслей или же специа­лизаций, связанных с коммуникацией. Безусловно, существуют руководители, которые хотят все держать под тотальным контролем, но, как правило, это негативно отражается на эффективности всего бизнеса», – отмечает госпожа Суслова.


РУБРИКА: Управление и рынок труда
АВТОР: Ирина Ахматова