Новые профи для рынка


11.11.2013 09:34

Строительный рынок развивается, появляются новые проекты, форматы, и в связи с этим компании все чаще сталкиваются с необходимостью поиска новых специалистов. Если несколько лет назад работодатели были нацелены на поиск универсального специалиста, то сейчас расширение штата компанию не пугает, главное, чтобы человек имел опыт в определенной узкой сфере, говорит Иван Евдокимов, директор по развитию бизнеса ГК «Портал групп». Дефицит редких кадров По словам Анны Хрусталевой, управляю­щего партнера Khrustaleva & Kharlamov, идет активное формирование новых профессий и специализаций. Так, в числе новых востребованных профессий она называет управляющего аутлетом, директора фермерского рынка, менеджера по коммерциализации, руководителя проекта по строительству тематического торгово-развлекательного парка, управляющего специализированным торговым комплексом. Эксперт добавляет, что растет спрос на специалистов разных уровней в сегменте жилой недвижимости. По ее данным, особенно востребованы директора строительной службы, руководители по продажам и директора по маркетингу. Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор», добавляет, что появился спрос на специалистов по сопровождению проектов редевелопмента промышленных территорий. По оценкам Натальи Скаландис, управляющего директора PM NAI Becar, наблюдается нехватка технических специалистов, а также людей, способных заниматься продвижением торговых центров. «Если «продвиженцев» можно найти в смежных областях, перепрофилировав их за несколько месяцев, то технических специалистов найти практически невозможно. Данную проблему нужно решать в срочном порядке, создавая мотивирующие программы и различные обучающие курсы», – считает госпожа Скаландис. Алексей Устинов, директор по персоналу и корпоративным вопросам компании «ЮИТ Санкт-Петербург», полагает, что нужно говорить о дефиците компетентных специалистов. Эксперт отмечает нехватку управленческих компетенций, понимания проектного управления и недостаточную инженерную подготовку специалистов. Сложно найти квалифицированных инженеров, сварщиков, специалистов по металлообработке, электротехников, вторит коллегам Павел Закревский, генеральный директор ГК «ПСК «ЭнергоПроект». Причем проблема, по его словам, в том, что молодых кадров практически нет, а те, кто имеет опыт работы, уже старшего возраста. Соотношение предложения и спроса в строительной сфере Петербурга в октябре 2013 года составило, по данным портала Superjob.ru, 4,3 резюме на одну вакансию. «По сравнению с прошлым годом конкуренция выросла на 1,2 пункта (3,1 резюме на вакансию в октябре 2012 года). Наименьшее соотношение предложения и спроса, то есть дефицит персонала, – в субсегментах «Конструирование» (2,8 резюме на вакансию) и «Проектирование» (3,2 резюме на вакансию). Достаточно редкими являются позиции энергоаудитора, кузнеца, плиточника-мозаичника, стропальщика, арматурщика», – рассказывает Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru. Узкая специализация «Теперь ключевую роль играет именно специализация работника. В перспективе различия в специализации будут еще более выраженными и через 3-4 года сформируются в новые профессии. На сегодняшний день при подборе персонала в девелопер­ские проекты или сферу управления объектами недвижимости 85% запросов из 100% предполагают наличие специализированного опыта у кандидатов. Еще пару лет назад этот показатель был на уровне 65-70%», – комментирует госпожа Хрусталева. Игорь Петров, исполнительный директор «Матрикс-Недвижимость», говорит, что новые профессии, которые появились в недвижимости, связаны с информационными технологиями и интернет-продвижением. Алексей Устинов считает, что не за горами тенденция усиления влияния блогеров на умы потребителей с помощью социальных медиа (ведение страничек компаний в клиентских сообществах). Хотя пока еще большинство девелоперов довольствуется пассивным сбором информации о себе и конкурентах, отмечает эксперт. По всем фронтам Мила Головченко, руководитель пресс-службы HeadHunter по СЗФО, рассказывает, что для закрытия потребности в персонале строительные компании используют различные способы для привлечения новых кадров: сотрудничают с профильными вузами, приглашают специалистов из других регионов, используют дополнительные формы мотивации и стимулирования. Крупный бизнес работает в направлении создания и развития HR-бренда – имиджа на рынке труда как хорошего работодателя, добавляет госпожа Головченко. По словам Алексея Устинова, чтобы устранить дефицит компетенций у специалистов, в «ЮИТ» действует корпоративная школа для руководителей различных уровней. «Повышение квалификации происходит в партнерстве с Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строительным университетом, Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом и рядом других ведущих учебных заведений города», – делится опытом господин Устинов. Если необходимо подобрать нового сотрудника, то на дефицитные позиции – как инженерные, так и рабочие – некоторые работодатели готовы рассматривать граждан Украины, Республики Беларусь или Казахстана, а также российских граждан из других городов, отмечает Валерия Чернецова. По словам Ивана Евдокимова, зачастую компании стараются найти именно российского специалиста, возможно, получившего образование за границей, или человека, имеющего опыт работы в стране. Это связано с необходимостью понимания особенностей ведения бизнеса в России. Анна Хрусталева говорит, что если речь идет о позициях в проектах, не имеющих аналогов в России, то здесь более распространены приглашения иностранных менеджеров как носителей необходимой экспертизы и уникальных технологий, способных внедрить успешный зарубежный опыт на российском рынке. Тогда как в более развитых секторах отраслевые игроки стали охотнее выращивать менеджеров внутри компании. «Уровень квалификации отечественных управленцев существенно вырос, и они вполне успешно конкурируют за должность с кандидатами из зарубежных стран. К тому же в сравнении с теми же европейцами российские менеджеры претендуют на меньшее вознаграждение», – резюмирует госпожа Хрусталева.


РУБРИКА: Персонал
АВТОР: Ирина Ахматова