Госзаказ проведут через закупки


08.11.2013 15:36

1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который придет на смену существующему № 94-ФЗ. Эксперты говорят о том, что в отношении строительной отрасли новый закон несовершенен и требует значительной доработки. Как сообщил Сергей Русин, председатель Комитета по государственному заказу Петербурга, по данным на 1 октября, город заключил госконтракты на сумму 86 млрд рублей, что превысило показатели прошлого года. «В 2011 году было заключено контрактов на строитель­ство на общую сумму почти 127 млрд рублей. Наиболее крупными заказчиками выступали Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, затративший 46 млрд рублей, а также Комитет по строительству – более 34 млрд рублей. В 2012 году сумма госзаказа была равна 80 млрд рублей», – добавил Сергей Русин. Тем не менее участники строи­тельного рынка и власти отмечают, что ситуация с госзаказом в строительной сфере в Петербурге сегодня, мягко говоря, не идеальна. По словам заместителя руководителя Петербургского УФАС Романа Лучникова, ежедневно антимонопольная служба получает по 20-30 жалоб на размещенные госзаказы, касающиеся строительства. По мнению Льва Каплана, вице-президента, директора «Союзпетростроя», в суще­ствующем законодательстве о контрактной системе очень мало внимания уделено малому и среднему бизнесу. Сегодня такие компании выполняют только около 1,5% заказов, размещаемых городом. По мнению Льва Каплана, новый 44-ФЗ способен изменить сложившуюся ситуацию, так как предусматривает, что 15% от всего объема заказов предназначены для компаний малого и среднего бизнеса. Это либо объекты на суммы до 20 млн рублей, либо указание в контрактах крупных застройщиков предусматривать участие малого и среднего бизнеса в выполнении работ. Лев Каплан подчеркнул, что основным минусом данного закона является то, что в нем под одну черту подведены закупки лекарств, мебели и подрядных работ и т. д. «Мы настаивали на том, чтобы подрядные работы были выделены отдельно», – отметил он. Юрий Агфонов, директор ассоциации предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга, отметил, что 44-ФЗ должен стать четким и понятным для заказчиков и подрядчиков, но пока он далек от этого. Новый закон предписывает, что необходимо подготовить 93 подзаконных акта, чтобы он заработал. Пока есть только два постановления правительства РФ, а закон вступает в силу с 1 января 2014 года. Основная главная проблема, которая осталась неизменной в новом законодательстве, по мнению Юрия Агафонова, касается антидемпинговых мер. В ст. 37 44-ФЗ прописано, что если компания выходит на тендер и предлагает понижение цены больше 25%, то необходимо представить банковскую гарантию в 1,5 раза выше стартовой стоимости. «Мы же считаем, что нужно изменить этот пункт так: если компания дает понижение цены на тендере свыше 10%, то надо представить расчет обоснования понижения цены. Также мы настаиваем на возвращении страхования в плане обеспечения, кроме банковской гарантии», – отметил Юрий Агафонов. Он добавил, что подготовлен проект постановления правительства РФ, в котором в том числе прописано, что контракты до 500 млн рублей по дорожному строительству должны проходить только на электронном аукционе. Заказ на такую сумму составляет до 80% в дорожной отрасли. По мнению господина Агафонова, если этот пункт останется, то дорожная отрасль развалится. Михаил Демиденко, председатель Комитета по строительству, согласен, что в отношении строительной отрасли в новом ФЗ нужно сделать конкурсные процедуры, чтобы заказчик имел возможность оценивать квалификационные характеристики потенциальных участ­ников. По его словам, демпинг должен составлять максимально 13,5%, а все остальное находится за пределами здравого смысла. «А если закон противоречит здравому смыслу, то его надо менять», – философ­ски заметил Михаил Демиденко.


РУБРИКА: Жилье
АВТОР: Екатерина Костина