Узловой комитет Ленобласти станет более открытым


27.07.2015 09:55

Председатель Ленинградского областного Комитета по управлению государственным имуществом Эдуард Салтыков убежден: КУГИ – узловой комитет в правительстве 47-го региона.

 

– Направление работы, связанное с земельными отношениями, – одно из основных в деятельности КУГИ. Кто и для каких целей выкупает сегодня земли – собственность Ленинградской области?
– В земельном законодательстве произошли существенные изменения, вступившие в силу с 1 марта текущего года. Согласно этим изменениям законами субъекта РФ может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ по порядку предоставления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Сейчас в основном земельные участки выкупают собственники объектов недвижимости, расположенных на этих землях. Доля таких собственников – крестьянско-фермерских хозяйств, сельскохозяйственных предприятий, собственников иных промышленных объектов – составляет до 80% среди желающих выкупить земли. Еще 20% интересантов приобретают участки преимущественно для индивидуального жилищного строительства.

– Земля – ресурс конечный. Может ли случиться так, что спустя некоторое время у вас уже просто не останется участков для предоставления под выкуп?
– В компетенции комитета функции по распоряжению только теми участками, которые находятся в собственности Ленобласти. Неразграниченными землями, находящимися в так называемой публичной собственности, занимаются органы местного самоуправления. Но вступившие в силу поправки в земельное законодательство предусматривают возможность перераспределения полномочий по распоряжению землями между субъектом РФ и поселением, и сейчас мы готовим варианты проекта областного закона как раз о передаче этих полномочий, в том числе и на региональный уровень.

– Вы не доверяете муниципалам?
– В этом нет нашего одностороннего волеизъявления: областной нормативный правовой акт появится именно в развитие федерального законодательства. И конечно, специалисты комитета работают над поиском механизмов уже апробированного, оптимального распоряжения земельными участками. На мой взгляд, формула, которая действовала до внесения изменений в земельное законодательство (распоряжение землями входило в полномочия муниципальных районов), наверное, наиболее эффективная. Но федеральный законодатель посчитал, что с учетом принятия документов, касающихся градостроительной деятельности, необходимо предусмот­реть перераспределение полномочий.
Сейчас комитет готовит свои варианты проектов областного закона, и мы готовы вынести на обсуждение коллег из профильных комитетов разработанные предложения. Например, в одном из вариантов рассматривается возможность передать на уровень субъекта РФ распоряжение земельными участками площадью свыше 3 га.

– А по каким критериям отбираются областные активы и имущество для приватизации и продажи?
– Сегодня основная задача нашей политики в сфере приватизации государственного имущества – прежде всего создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие акционерных обществ, сохранение государственного сектора экономики в целях стимулирования инициатив частных инвесторов. Далее это формирование доходов областного бюджета и избавление от имущества, которое не используется для полномочий региона.
Допустим, в уставном капитале ОАО «Газпром газораспределение Ленин­град­ская область» доля Ленобласти составляет 15,3%. Естественно, это не блокирующий пакет, и область в лице КУГИ недостаточно эффективно влияет на принятия решений руководством этой компании.
Да, мы получаем дивиденды: ежегодно 25% прибыли по итогам отчетов от деятельности предприятия поступает в областной бюджет. Но от активов, в которых доля участия региона меньше 20%, мы планируем избавляться.

– Какие ближайшие цели вы ставите перед собой?
– Мне хотелось бы, прежде всего, более эффективно настроить механизмы работы по совершенствованию учета и оптимизации структуры государственной собственности, в том числе через разграничение и приватизацию. Добиться максимально эффективного использования государственных активов, и прежде всего земельных ресурсов, в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Выстроить работу по увеличению доходов областного бюджета от управления и распоряжения государственным имуществом.
Общаясь с руководством территориального управления Росимущества, с коллегами из муниципалитетов, я понимаю, что на территории региона есть очень много имущества, которое собственники готовы передать с одного уровня на другой. Где-то не хватает средств на содержание, где-то, условно говоря, нет возможности содержать это имущество из-за особенностей распределения полномочий. И этот круговорот постоянен. На мой взгляд, пока также нет качественного программного продукта, который позволял бы в режиме реального времени зайти в тот же реестр регионального имущества, посмотреть характеристики конкретного имущественного комплекса государственного предприятия или иного объекта, оценить перспективы его приобретения. Сейчас такой информационный продукт готов на 80%, и эту работу необходимо активизировать.
Еще одна цель, к которой необходимо стремиться, связана с построением системной качественной работы по обращениями граждан, особенно по земельным вопросам. Понятно, что сейчас по полномочиям вся эта работа должна быть построена на муниципальном уровне. Тем не менее люди обращаются к президенту РФ, к полномочному представителю президента, к руководству региона. Это лишний раз свидетельствует о недостаточной информированности населения, и значит, надо сделать работу КУГИ еще более открытой, информационно емкой и понятной для вос­приятия.
Одно из перспективных направлений, которое, считаю, пока в несколько «заваленном» состоянии, – это нормативно-правовая деятельность комитета. Сегодня есть необходимость в срочной разработке минимум 22 региональных нормативных правовых актов. Проблема, конечно, не в том, что у специалистов КУГИ невысокий уровень профессиональной подготовки. Достаточно сложная задача – оперативно реагировать на вал изменений федерального законодательства. Плюс, на мой взгляд, сама процедура прохождения областных законопроектов излишне «вязкая»: она требует много времени, согласований и заключений, процедур технического характера.

– Как вам помогает в нынешней работе личный профессиональный опыт?
– Одной из значимых точек экономического роста Ленобласти был и остается морской торговый порт «Усть-Луга», расположенный в Кингисеппском районе, в администрации которого я работал. И как раз «Компания Усть-Луга» вместе с муниципальной властью стояли у истоков изменения земельного законодательства, например в части формирования искусственных земельных участков. Поэтому если спроецировать полученный тогда опыт на деятельность председателя КУГИ, убежден, что мне не сложно воспринимать объем и процедуры, связанные с оборотом имущества региона и земель различных категорий.

– Вы выходец из Кингисеппского района, как и Александр Дрозденко, и, как он в свое время, возглавили КУГИ. Чувствуете ли особую ответственность из-за этих совпадений?
– Карьерный рост Александра Юрьевича Дрозденко происходил, да и продолжается, как говорится, на моих глазах. Когда я работал в Кингисеппском районе замес­тителем главы администрации, Александр Юрьевич возглавлял Ленинградский област­ной Комитет по управлению государственным имуществом, мы тесно по работе взаимодействовали. Безусловно, он очень активный и современный мудрый руководитель, который постоянно внедряет новые методы решения накопившихся проблем. Поэтому когда я возглавил КУГИ по приглашению Александра Юрьевича, мне, с одной стороны, безусловно, было оказано огромное доверие, а с другой стороны, я понимаю, что это большая ответственность – поддержать темп и высокую планку, заданные им.


РУБРИКА: Интервью
АВТОР: Татьяна Крамарева