Валерий Сапожников: «Расселение аварийного жилья нужно вести с расчетом на инвестора»


30.09.2013 09:42

Первый заместитель главы администрации Петроградского района Валерий Сапожников рассказал корреспонденту «Строительного Еженедельника» Михаилу Немировскому о развитии территорий на Крестовском острове, а также о том, почему расселение ветхого жилья в районе идет крайне медленно. – Какие территории района сегодня могут быть зонами инвестиционной активности? – Прежде всего хотелось бы отметить, что наш район достаточно специфический в плане строительства, потому что он по большей части состоит из исторической застройки. И задача у нас сегодня – сохранить бесценное историческое наследие. Вместе с тем предметом интереса для бизнеса может быть любая территория района, если там будет решено что-то снести или перепрофилировать. Если же говорить об основных точках застройки, то в первую очередь нужно отметить работу с земельными участками на Петровском острове. Это развитие территорий в рамках Генплана, и основные стройки там организованы Комитетом по строительству. Именно они разрабатывают планы развития этих территорий. Администрация района в данном случае только отслеживает законность отвода земельных участков, правильность установки заборов, соблюдение правил оформ­ления строительных работ, в том числе вывоз строительного мусора. Возвращаясь к крупным районным проектам, можно отметить небезызвестный проект на месте бывшего ГИПХ на Добролюбова, 1. Это проект не инвестиционный, а федеральный, но от этого не менее значимый. – Насколько велика нагрузка на социальную инфраструктуру района? – Не секрет, что сегодня город при реализации проектов жилищного строитель­ства ставит перед застройщиком ряд обязательств социального характера. Они относятся к строительству школ и садов исходя из того процентного соотношения социальной ин­фраструктуры, который должен обеспечить при вводе жилья застройщик. Здесь тоже масса проблем: на тысячу жителей у нас есть только 13 мест для детей. В детский сад дети идут с 3 лет, а из школы выходят в 17. И вот эти 14 лет образования район обеспечить пока не в состоянии. При таком количестве мест, которое мы выделяем, мы вынуждены предполагать, что у нас средняя продолжительность жизни должна быть 120-130 лет. Если не будут строиться детские сады и школы, то действующие образовательные учреждения будут не в состоянии принять всех желающих. Еще один важный момент – расстояние. Нужно добиться того, чтобы путь до сада или школы не превышал 500 м или 1 км как максимум. – Вошел ли район в АИП по строительству социальных объектов? – Да, мы подавали заявку на строительство школы и детского сада в квартале, ограниченном Морским и Крестовским пр. Сроки пока не определены, поскольку концепция строительства еще находится в разработке. Первоначально фигурировала цифра 825 мест, сейчас она снижена до 500 мест, но финального решения пока нет. Идет проработка проектной документации. Землеотвод здесь уже выполнен. Слушания прошли. Сейчас мы ждем, когда инвесторы скооперируются и начнут строительство школы за счет собственных средств. – Вы сказали, что инвестпроекты в районе могут быть реализованы за счет сноса существующих зданий. Как много зданий находятся в аварийном или предаварийном состоянии? – Действительно, именно здесь и кроется потенциал для реализации новых инвестиционных проектов, но сначала инвестору нужно пройти через непростую процедуру расселения такого ветхого жилья. У нас начали расселяться некоторые дома, в част­ности известный дом на Большом пр., 26‑28, на ул. Блохина, 6/3. Но они до сих пор не расселены. Процесс расселения идет очень медленно. – Что тормозит процесс расселения? – К сожалению, из вводимых ежегодно в городе 2,5 млн кв. м жилья доля социального жилья минимальна. Если вспомнить советский период, то тогда в год вводилось до 6 млн кв. м жилья, и все оно было, как вы понимаете, социальное. За неимением этого процесс расселения нужно вести в расчете на интерес инвесторов. Часто город ставит условие бизнесу: вы расселяете половину дома, и мы – половину. Потом инвестор реконструирует здание и оставляет часть помещений под социальные нужды. Если инвестор, согласный с такими условиями, находится – процесс идет. Другой вариант – полностью отдать инвестору, но сегодня город на это не идет. Есть и другие сложности, например охранные статусы, которые распространяются на треть жилого фонда района. Вдобавок у жителей тоже есть свои интересы и амбиции. Иногда один жилец тормозит расселение целого дома. И чаще всего такие расселения идут через суды, через сложности, через проблемы. – Какой экономический и социальный эффект даст развитие территорий вблизи строящейся «Зенит-Арены»? – По сути, это стройка даже не городского, а федерального масштаба. В этот проект сегодня вкладываются колоссальные сред­ства. И хотя сама арена строится за счет бюджета, в этой локации обязательно произойдет всплеск инвестиционной активности. Вся зона вблизи стадиона будет постепенно застраиваться. Например, в ближайшем будущем у нас пройдет чемпионат мира по спортивным единоборствам, и к этому мероприятию был введен новый баскетбольный стадион «Спартак». Здесь же, на Крестовском острове, будет построено несколько крупных спортивных объектов, например велотрек. Здесь активно применяется схема ГЧП. Какую-то часть работ берет на себя государство, что-то выполняют инвесторы. Чаще всего бизнес является либо спонсором спортивных федераций, либо участвует в проекте на каких-то других принципах. Так, совсем недавно был построен спортивный гребной клуб – совместный проект города и коммерческой организации, поддерживающий гребной спорт. Здесь же ОАО «Газпром» строит гимнастический манеж. – При этом на острове появится серьезная точка притяжения. Какие меры помогут избежать транспортного коллапса? – Я могу напомнить, что на Крестовском острове располагался один из самых больших стадионов Европы. В 1954 году на стадионе им. Кирова состоялся матч, который посетили 104 тыс. человек. Это на 40 тыс. зрителей больше, чем планируется на строя­щемся сегодня стадионе. И если говорить исключительно о пассажиропотоке, то тут можно быть спокойным. В течение нескольких часов пешком этот поток способен выбраться с острова. Другое дело, что сегодня намного выше уровень автомобилизации населения, и сейчас главный вопрос – именно обустройство транспортной инфраструктуры. Если люди, пренебрегая здравым смыслом, будут ездить на матчи на автомобилях, то это значит, что здесь нужно построить не менее 10‑15 тыс. парковочных мест. А для этого нужно выделить минимум 250‑300 тыс. кв. м стоя­ночных площадей, а с учетом периферии вообще все 500‑600 тыс. Столько места на острове просто нет. Правильным решением было бы ограничение въезда на остров с возможностью проезда только для VIP‑персон. Иначе все туда просто не поместятся. Кроме того, я считаю очень своевременной и правильной идею появления здесь новой станции метро. Но метро, надо понимать, в таких случаях работает только на выход, войти после матча в метро будет невозможно. На ЗСД я бы тоже не рассчитывал, потому что именно туда двинется основная масса автовладельцев. При входе в парк, на ул. Рюхина, предусмотрено разворотное кольцо и площадка для общественного транспорта, где будут высаживать болельщиков. А дальше пешком – по центральной аллее.


РУБРИКА: Точки роста