Елена Абраменко: «Мы должны чаще бывать на поднадзорных объектах»


24.06.2013 09:49

Начальник отдела государственного строительного надзора Министерства строительства и территориального развития Мурманской области Елена Абраменко рассказала корреспонденту «Строительного Еженедельника» Михаилу Немировскому о малоэтажном жилищном строительстве, а также о наращивании контроля за региональными стройками.

– Какие крупнейшие проекты жилищного строительства реализуются сегодня в области?
– Начиная с 2010 года крупнейшим бюджетным проектом в Мурманской области является строительство домов для расселения граждан из аварийного жилищного фонда. В целях ликвидации такого жилья в регионе разработаны пять региональных адресных программ и одна долгосрочная целевая программа с привлечением средств Фонда ЖКХ. Проект ориентирован на малоэтажное строительство жилых домов. До конца 2015 года планируется построить еще порядка 30 новых домов, восемь из них уже построены в Мурманске, Мончегорске, в Кандалакше, в городах Полярные Зори и Кола, в поселках Умба, Зеленоборский, Териберка. Сюда планируется переселить около 4 тыс. человек. Отмечу, что общий размер средств, выделенных на реализацию проекта, за пять лет составит более 2 млрд рублей, в том числе средства Фонда ЖКХ – 1,1 млрд рублей, областного бюджета – 876,9 млн рублей, из местных бюджетов выделено 110,8 млн рублей. Кроме того, в настоящее время в Мурманской области осуществляется строительство четырех многоэтажных домов в Мурманске и Апатитах. Особо отмечу, что земельные участки под этими объектами не относятся к землям, предоставленным для индивидуального жилищного строительства.

– Какова статистика работы ГСН на стройплощадках за последнее время? Есть ли тенденции к сокращению, увеличению количества нарушений?
– В 2012 году региональный государ­ственный строительный надзор осуществлялся на 115 объектах капитального строительства. 66 из них расположены непо­средственно в городе Мурманске. В стадии строительства находилось 62 объекта, в стадии реконструкции – 53 объекта. Планом надзорной деятельности на 2012 год было запланировано 74 проверки по программам. Фактически проведено 133 проверки, из них по программе – 86, по обращениям – 47.
По результатам 34 проведенных проверок возбуждены дела об административных правонарушениях, составлено 46 протоколов. В соответствии со статьями 9.4, 9.5 КоАП РФ было принято 43 постановления о назначении административных наказаний. Анализируя деятельность РГСН за прошлый год, можно отметить, что по сравнению с 2011 годом количество проверок увеличилось на 18%. На 20% возросло количество выявляемых нарушений организационно-правового порядка строительства и качества ведения строительных работ, на 30% возросло количество проверок, по результатам которых возбуждены дела об административных правонарушениях. Нужно отметить, что количество объектов, на которых осуществляется РГСН, в 2013 году не стало меньше. Появилось много объектов, связанных с реконструкцией объектов жилищно-коммунального хозяйства, с развитием сети цифрового телерадиовещания в Мурманской области Конечно, для предупреждения нарушений и их своевременного выявления на объектах капитального строительства и рекон­струкции необходимо увеличить число проверок по программам по каждому объекту.
Проще говоря, мы должны чаще бывать на поднадзорных объектах. Но, к сожалению, сегодня просто невозможно увеличить количество проверок – с 2010 года и по сегодняшний день РГСН во всем регио­не осуществляют только три инспектора. Считаем, что необходимо повышать и каче­ство проверок РГСН. Сегодня это самоподготовка инспекторов, повышение их квалификации по различным направлениям, в том числе в области соблюдения требований пожарной безопасности, государственного экологического контроля, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, соблюдение требований энергетической эффективности и оснащенности приборами учета. Необходимо отметить, что надзор за строительством не только создает так называемые трудности, на которые вечно ссылаются застройщики и подрядчики, но он же позволяет своевременно выявить ошибки в ходе такой сложной деятельности, как строительство, а также предупредить соответствующие упущения и недочеты и своевременно их исправить.

– Какие меры предпринимаются для повышения итогового качества и безопасности строительного процесса?
– Мы активизировали работу по оказанию информационной, методологиче­ской, консультационной помощи органам местного самоуправления в осуществлении полномочий в области градостроительной деятельности, участникам строитель­ства – в области изменения законодатель­ства и нормативно-технической базы в строительстве. В прошлом году мы проводили семинар по вопросам строительного контроля с заказчиками бюджетных объектов. РГСН организовано взаимодействие с другими надзорными органами, государственной экспертизой по обсуждению спорных вопросов применения действующего законодательства, положений действующих технических регламентов. В 2013 году по предложению Министерства строительства и территориального развития Мурманской области на Координационном совете по экологической и промышленной безопасности региона рассмотрены вопросы обеспечения безопасности на объектах незавершенного строительства. Строительство объектов, начатое в 1990-е годы, было приостановлено, мероприятия по консервации на многих из них не выполнены. В результате чего происходит разрушение кон­струкций зданий, не обеспечивается безопасность для третьих лиц, и собственники этих объектов неизвестны или и вовсе отсутствуют. Так что наша деятельность не ограничивается составлениями протоколов и наложением штрафов.

– Какой основной состав нарушений на стройках?
– К сожалению, из года в год нарушения одни и те же – это ведение работ в отсутствие разрешения на строительство, в отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации. Это, в свою очередь, приводит и к переделкам на объекте, и к приостановке строитель­ства. Кроме того, распространены нарушения в области качества строительства, соблюдения технологии и последовательности работ, применения материалов в отсутствие документов, подтверждающих их качество. Частым явлением является самовольная трактовка состава необходимой документации на строительной площадке. Здесь можно говорить и о проведении работ с отступлениями от проекта, без своевременного внесения в них изменений в установленном порядке. Если такие изменения незначительны и не затрагивают несущие конструкции, безопасность объекта, то согласования проходят быстро, в рабочем порядке. Если же подрядчики берут на себя ответственность по внесению изменения в конструктив, что влияет на безопасность, то такие случаи становятся предметом разбирательств, проект возвращается в экспертизу, пересматривается. Еще одна проблема – нехватка квалифицированных кадров на стройплощадках области. Это является причиной появления на стройках непрофессиональных и неподготовленных исполнителей и, как следствие, влечет за собой тенденцию к увеличению нарушений в области ведения строительного контроля участниками строительства. В минувшем году на трех объектах капитального строительства работала техническая комиссия по расследованию случаев причинения вреда жизни и здоровью физических лиц в соответствии с требованиями ст. 62 Градостроительного кодекса РФ. Установлено, что основными причинами причинения вреда в результате проведения расследований стали несоблюдение участниками строительства требований по организации условий труда и безопасности ведения работ, невыполнение мероприятий по консервации объектов.

– Насколько актуальна проблема самовольного строительства в области?
– Основной причиной строительства без разрешения является тот факт, что к определенным срокам у застройщика отсут­ствует подготовленная проектная документация. Свою роль играет и климатический фактор, ведь большинство строительных работ предпочтительней вести в так называемый сезонный период. Поэтому зачастую застройщики сознательно идут на нарушение, начиная строить без документации, и заранее готовы заплатить штраф.

– Петербургские власти объявили «амнистию» самострою – такие застройщики могут в течение года представить все необходимые документы и перевести самострой в правовое поле. Возможен ли такой вариант для Мурманской области?
– В Мурманской области вводить «амнистию» для самостроя нецелесообразно. Объекты капитального строительства и реконструкции находятся на виду. Мы осуществляем проверки на объектах, которые расположены в разных частях Мурманской области. Инспекторы РГСН во время проведения многочисленных проверок оперативно выявляют объекты, строительство которых ведется без разрешения. Кроме того, информация о строительстве объектов поступает к нам от органов местного самоуправления и от жителей области. Это дает нам возможность организовывать внеплановые проверки на строительные площадки и чаще всего заблаговременно предотвращать нарушения.


РУБРИКА: Новости регионов