Инновационные консерваторы


25.03.2013 09:28

За последние несколько лет рынок гидроизоляции оказался едва ли не в большей мере, чем другие отрасли комплексного строительства, подвержен тенденции поиска новых технологий и материалов.

Однако в основном тенденция эта распространяется лишь на самих производителей гидроизоляционных материалов, в то время как заказчики и проектировщики предпочитают доверять свой выбор пусть менее качественным, но более дешевым и уже зарекомендовавшим себя на рынке товарам.
Если несколько лет назад емкость рынка составляла около 800 тыс. тонн в год, то сейчас эксперты затрудняются назвать точные показатели. Виной тому служит сложная и запутанная классификация товаров, не позволяющая выводить конкретные показатели в отрыве от производства других строительных материалов. Но если подойти к вопросу классификации в общем, то из трех основных видов гидроизоляции – гидроизоляции проникающего действия, поверхностной и оклеечной гидроизоляции – лидирующее положение в отрасли еще с советских времен занимает поверхностная гидроизоляция. Сразу несколько крупных игроков представляют Северо-Запад в этом сегменте. Это, в первую очередь, компания «Технониколь», также «Гидротекс» и «Растро». Причем каждый из игроков специализируется на выпуске определенного вида гидроизоляции, несмотря на наличие в линейке выпускаемых товаров широкого ассортимента, при этом практически не угрожая положению своих конкурентов. Именно строгая сегментация отрасли может послужить серьезным препятствием на пути развития гидроизоляционного рынка, считает эксперт компании – производителя гидроизоляционных материалов «Растро». Эксперт подчеркнул, что выплавляемые материалы занимают лидирующие позиции на рынке, битумно-полимерные мастики также имеют свой рынок и никак не конкурируют с гидроизоляционными материалами на цементной основе, при том что рост продуктов на полимерной основе сдерживается их непомерной дороговизной. То есть несмотря на уверенные показатели роста в каждом отдельно взятом сегменте, отрасль в целом имеет технологический ресурс в отношении дальнейшего развития.
Из числа 40-50 производителей, представленных сегодня на рынке Петербурга и Ленобласти, большинство выпускает те виды гидроизоляции, которые в рамках общей классификации попадают в разряд синтетической и полиуретановой гидроизоляции. Эти виды гидроизоляции до сих пор принято относить к инновационным, хотя многие товары уже продолжительное время представлены на рынке. В общем ряду можно выделить такие марки, как «Кальматрон», «Пластфоил», «Пенетрон». Их перспективы, по оценкам экспертов, в первую очередь зависят от продвижения товара и маркетинга. Преодоление консерватизма отрасли – основная задача главных игроков на рынке, желающих увеличить долю выпускаемой продукции на рынке инновационной гидроизоляции. Выходом для большинства отечественных компаний видится проведение собственных бесплатных семинаров по технологии применения предлагаемых ими товаров.
Сергей Гончаров, заместитель директора  ООО «Петротон» считает, что одной из проблем рынка гидроизоляции является адаптация материалов к климатическим условиям России и соответствие стандартам качества, в том числе и по европейским нормам. «Кроме того, не все компании представляют комплексные решения для выполнения гидроизоляционных работ конечного потребителя в связи с узкой линейкой производимых материалов, а ведь именно это одна из составляющих гарантии успешного результата», – говорит господин Гончаров.
Особое место в ряду товаров уже хо­рошо известных, но все еще не относящихся к традиционным, занимают геомембраны.
«Несмотря на то что в общемировой практике строительства геомембраны используются уже на протяжении полувека, а в России их производство нашей компанией началось еще в 1997 году, распространению их на отечественном рынке мешает устаревшая законодательная база», – говорит Ольга Лапина, менеджера по маркетингу ООО «СК «Гидрокор». «Развитие технологии монтируемых геомембран сдерживает отсутствие нормативных актов, несмотря на имеющиеся в международном строительном законодательстве нормы, регулирующие производство материалов и проведение работ по их монтажу», – сообщает эксперт. Если же ремонтопригодность является сдерживаемым фактором для большинства инновационных товаров на рынке, то в случае геомембран технологическая сложность установки может оказаться решающим фактором, не позволяющим преодолеть недоверие потребителя.
«Особенно удобно применять мембраны, когда невозможно изолировать объект снаружи: в условиях уплотнительной застройки, когда объект стоит вплотную к соседним зданиям и вплотную идут несколько фундаментов», – поясняет Юрий Яковлев главный инженер из ЗАО «Гео­строй». «Ставим мембрану, теряем опалубку, заливаем бетоном и получаем железобетонную конструкцию с надежной гидроизоляцией. Мембрана становится с бетоном одним целым на молекулярном уровне. Этот способ позволяет максимально использовать пространство», – уточняет специалист.
Из других способов гидроизоляции, используемых компанией «Геострой», господин Яковлев отметил применение самоуплотняющегося бетона. «Но данный бетон в несколько раз дороже обычного, так что до массового использования пока дело не дошло. Хотя в Европе самоуплотняющийся бетон, не требующий дополнительных работ по гидроизоляции – уже норма. Но я уверен, что рано или поздно это произойдет», – уверен специалист.


РУБРИКА: Инновации
АВТОР: Алексей Костылев