Тепло анфас


19.11.2012 09:52

Рынок систем теплоизоляции фасадов продолжает демонстрировать рост, но уже не столь стремительный, как в 2011 году. По мнению аналитиков, в ближайшее время наибольшая доля спроса на теплоизоляцию будет удовлетворена, и произойдет падение темпов роста рынка.

По данным экспертов, объем российского рынка систем теплоизоляции фасадов в прошлом году вырос на 26% по сравнению с 2010 годом и составил 15,4 тыс. кв. м. Рынок Петербурга по итогам прошлого года составил 1,6 тыс. кв. м. Большинство работ по теплоизоляции фасадов в Петербурге приходится на новые здания, частные загородные дома, коттеджные поселки, а также на ремонт и реконструкцию домов.
Владимир Спарак, заместитель генерального директора АН «АРИН», напоминает, что теплоизоляция внешних стен (фасадов) производится в обязательном порядке. Без использования специальных теплоизоляционных материалов и технологий толщина стен в объектах, предназначенных для проживания или пребывания человека, должна быть минимум в 5‑7 кирпичей.
Дарья Пичугина, аналитик «Инвесткафе», прогнозирует в ближайшее время рост объемов производства и появление новых производителей. Впрочем, по ее мнению, этот период продлится недолго. «Как только все дома в городе получат теплоизоляцию, на какое-то время необходимость в продукте пропадет. В таком случае на рынке останутся только наиболее сильные поставщики с диверсифицированным производством», – рассуждает эксперт.
Чаще всего применяются  легкие и тяжелые штукатурные системы утепления фасадов, системы с колодцевой кладкой и трехслойные системы, а также вентилируемые конструкции фасадов.
В строительно-торговой компании «Стандарт» рассказывают, что легкие штукатурные системы утепления фасадов представляют собой многослойную конструкцию из полимерцементного клея, теплоизоляции, полимерцементного слоя и отделочного покрытия. При системе тяжелого типа утепляются фасады с подвижными элементами крепления теплоизоляции и штукатурным слоем 20-30 мм. Эти два способа довольно популярны в Петербурге и Ленобласти, что объясняется их относительно невысокой ценой. Кроме того, эти системы предполагают возможность декорирования фасадов, отмечает собеседник «Строительного Еженедельника» из компании ТСК.
В компании PAROC добавляют, что к утеплителям, применяемым в штукатурных системах, предъявляются высокие требования. Во-первых, они должны обладать паропроницаемостью, не задерживать и не накапливать влагу в своем объеме. Во-вторых, утеплитель должен быть прочным. В-третьих, составы штукатурной системы должны прочно и равномерно укладываться на поверхность теплоизоляции.
В фасадных системах с колодцевой кладкой утеплитель располагается внутри ограждающих конструкций. Таким образом, первый слой – несущая стена, второй слой – утеплитель, третий слой – это керамический, силикатный или клинкерный кирпич, поясняют в  строительно-торговой компании «Стандарт».
Вентилируемый фасад состоит из слоя утеплителя, примыкающего к несущей стене, пароизоляции, крепежной подсистемы и декоративной наружной части. Система вентилируемых фасадов в сравнении с другими системами теплоизоляции требует больших затрат.  
По данным исполнительного директора компании «Строительная информация» Натальи Скороходовой, в 2011 году в России было смонтировано около 15,5 млн кв. м наружных систем теплоизоляции штукатурного типа и около 12,4 млн кв. м навесных систем с воздушным зазором. В прошлом году, по ее словам, ситуация в двух сегментах рынка (вентилируемых фасадов и систем теплоизоляции штукатурного типа) сильно различалась. Объемы монтажа штукатурных систем теплоизоляции фасадов выросли очень существенно (+26% в 2011 году), в то время как в сегменте вентилируемых фасадов увеличения объемов не произошло.
По оценкам Натальи Скороходовой, на начало 2012 года в России была представлена продукция более 60 отечественных производителей и не менее 20 иностранных производителей теплоизоляционных материалов из минеральной ваты и стекловаты, вспененного и экструдированного пенополистирола. Минеральная вата представляет собой волокнистый теплоизоляционный материал, производимый из минерального сырья. Пенополистирол — легкий газонаполненный материал на основе полистирола.
Крупнейшими производителями теплоизоляционных материалов, по оценкам участников рынка, являются Rockwool, «ТехноНиколь», холдинг «Фирма Энергозащита», «Кнауф Инсулейшн» и «Кнауф-Пенопласт», «Пеноплэкс» и «Урса-Евразия». У этих производителей на территории России 22 завода общей мощностью порядка 54 млн куб. м. В прошлом году, по данным госпожи Скороходовой, российские предприятия произвели 41 млн куб. м.
Основной объем потребления приходится на отечественную продукцию. В 2011 году доля импорта составляла не более 8%. В основном в Россию привозят базальтовую вату, в то время как пенополистирол практически не импор­тируется.


РУБРИКА: Энергетика и инженерная инфраструктура
АВТОР: Кристина Наумова