Александр Кобринский: «Граждане не ощущают себя хозяевами своего жилья»


08.10.2012 09:40

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Кобринский рассказал корреспонденту «Строительного Еженедельника» Михаилу Немировскому о плачевном состоянии ветхого жилого фонда и возможностях нового строительства в Петроградском районе.

– Петербургские власти строят многомиллиардные планы по реновации и сохранению исторического центра Петербурга. В то же время Петроградский район в этих планах пока не упоминается. Каково состояние жилого фонда в исторической части района?
– Сегодня Петроградский район очень нуждается в реконструкции и сохранении старого жилого фонда. К сожалению, он разрушается все больше и больше. Например, у нас есть много зданий, находящихся в охранных зонах, которые требуют срочного ремонта или вообще признаны аварийными. Я уже не говорю о том, что тысячи людей в одном из крупнейших мегаполисов Европы во втором десятилетии ХХI века живут без горячей воды в принципе. В некоторых домах Петроградского района нет ни централизованного горячего водоснабжения, ни зачастую даже газовых колонок. Вместе с тем вопрос о ремонте этих домов отнесен к ведению собственников жилья, а город только соучаствует в этой программе. Получается, что город вроде как и не может быть инициатором этого процесса. На мой взгляд, это в корне неправильно, потому как эти районы являются гордостью города, его достоянием.
Одна из наших главных проблем сейчас состоит в том, что у домов нет реальных хозяев. Люди, за исключением разве что ТСЖ, не ощущают себя хозяевами своего жилья. Как не ощущает себя хозяином положения и Жилкомсервис, потому что представляет собой совокупность труда бесправных мигрантов и неумелых управленцев.

– Был ли эффект от реализации городских программ по ремонту жилья?
– Могу сказать, что безусловной заслугой администрации Петроградского района является разработка и осуществление программы по ремонту дворов-колодцев. Программа находится под личным контролем главы района Юрия Гладунова, и они действительно достигли в этом вопросе определенных успехов. Кроме того, был проделан большой объем работ по ремонту крыш. Отмечу, что Юрий Гладунов принял район с огромных количеством «открытых» кровель. Предыдущий глава администрации поработал настолько «прекрасно», что к концу осени огромное количество домов остались без крыш. Те же крыши, на которых только прошел ремонт, представляли собой решето в результате работы рабочих-мигрантов, которых привлекали на работы по сбросу снега. В то же время в районе продолжает остро стоять вопрос капитального ремонта магистральных и внутренних теплосетей, а также лифтового оборудования.
Как вы знаете, в Госдуме РФ рассматривается и скоро будет принят закон, согласно которому расходы на капремонт будут повешены на жильцов многоквартирных домов. Я считаю, что такая мера просто недопустима, ведь, по сути, это обязанность государства, потому что в свое время при запуске программы приватизации жилого фонда гражданам было заявлено, что обязательства государства по капремонту будут сохранены. Особенно интересна ситуация с домами бывших ЖСК. Ведь эти люди уже один раз заплатили за капремонт, они собрали эти деньги, которые пропали в начале 1990-х годов. Теперь они должны собирать их снова. Кроме того, не продуман сам механизм сбора средств на капремонт. Потому что в условиях интенсивной инфляции и опережающего роста цен на стройматериалы собирать с жителей деньги – все равно что закапывать их в землю. Они будут постепенно обесцениваться, и ни один полноценный капремонт на них осуществить не удастся. Если власти хотят задействовать средства населения, пусть создают механизм индексации средств или иной способ их накопления.

– Есть ли возможность инициировать новое строительство в условиях района сложившейся застройки?
– В Петроградском районе со свободными для застройки пятнами ситуация весьма неоднозначна. Прежде всего потому, что география района предполагает разнесенные точки инвестиционной активности. Одно дело – исторический центр города, к которому относятся кварталы, примыкающие к Каменноостровскому проспекту, Большому проспекту, Кронверскому. Другое дело – «рабочие» районы возле метро «Чкаловская». Я допускаю, что там вполне может быть начато новое строительство. В этой части района практически нет ценной исторической застройки, требования к архитектуре там намного более щадящие, соответственно, в данной локации могут быть построены более современные здания. Отдельного разговора заслуживает Крестовский остров, который представляет собой соседство самых дорогих новостроек, элитных клубных домов и ветхого жилья, по большей части состоящего из коммуналок. Мне кажется, что есть смысл в том, чтобы приглашать туда инвестора, который может за свой счет расселять старый жилой фонд, сносить здания и строить на расчищенном участке. Полагаю, что, учитывая стоимость земли на острове, такие инвесторы найдутся, и найдутся достаточно быстро.

– Насколько велика нагрузка на социальную инфраструктуру?

– Могу сказать точно, что сегодня район испытывает острую нехватку поликлиник. Отзывы от населения по этому поводу я слышу постоянно. Со школами стало немного полегче по не самой радужной причине – сейчас в Петербурге мы пожинаем последствия демографической ямы 1990-х годов. То есть сегодняшняя ситуация со школами – это иллюзорное благополучие. Со знаком минус. Конечно, свой вклад в решение проблемы внесла и программа реконструкции и ремонта школ Комитета по строительству Петербурга. Однако и здесь мы столкнулись с проблемой бюджетного процесса. Коррекция бюджета проходит весной, когда, по сути, должны уже проходить тендеры на ремонт образовательных учреждений. С детскими садами проблема следующая: в Петроградском районе детские сады зачастую не имеют отдельного здания, примыкающего участка земли для гуляния детей, а являются встроенными, находятся в неприспособленных для этого помещениях. В то же время существуют очень жесткие санитарные требования к ДДОУ, которые, таким образом, не соблюдаются, и руководителям детсадов приходится волей-неволей изворачиваться. Насколько я знаю, в районе по-прежнему сохраняется большая очередь в детсады.

– В последнее время общественность активно обсуждала проект строительства «Набережной Европы». По-вашему, почему проект встретил ряд препятствий уже на первом этапе реализации и каково отношение к нему населения?

– Действительно, в определенных кругах Смольного ходили идеи, чтобы заменить строительство элитного квартала «Набережная Европы» парком. Позднее эта идея была отвергнута по причине необходимости компенсации инвестору из бюджета тех средств, которые он уже вложил в проект. Что здесь важно отметить – еще в советское время было совершено преступление против петербуржцев: в центре города, в густонаселенном районе было размещено экологически опасное предприятие, которое заражало почву и воздух. Сейчас же было принято правильное решение о перебазировании предприятия. Отметим, что предприятие – это федеральная собственность, и вывод предприятия, а также рекультивация земли должна была финансироваться из федерального бюджета. Соответственно, если у собственника, который планирует строительство на участке, возникают какие-то претензии, он должен просить компенсации не из городского, а из федерального бюджета. В любом случае эту землю надо было приводить в порядок, и городу или инвестору эта территория должна была быть передана в надлежащем состоянии – уже обеззараженной, подготовленной под новое строительство. Почему проект ВТБ встретил сопротивление? Я думаю, что это исключительно конфликт интересов различных политических групп Смольного. Здесь нет заботы о зеленых зонах города, об экологии или интересах граждан. Это исключительно показные акты демонстрации политических мускулов и конфликт экономических интересов.


РУБРИКА: Точки роста