Иван Шаховской: «При нынешних технологиях не существует объектов, которые невозможно было бы спасти»


01.10.2012 10:56

Иван Шаховской, заместитель директора государственного казенного учреждения «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» в беседе с корреспондентом «Строительного Еженедельника» Татьяной Крамаревой рассказал об особенностях организации конкурсов при выборе подрядных организаций для проведения реставрационных работ.

 – Какие основные требования вы предъявляете к строительным организациям, ведущим ремонтно-реставрационные работы?
– В Санкт-Петербурге уникальные дома, поэтому от реставраторов требуется прежде всего опыт. Мы имеем право выдвигать требования к компетенции. Рассматривается опыт выполнения аналогичных реставрационных работ за последние 5 лет. Учитывается и квалификация персонала. Запрашиваем также отзывы всех заказчиков, для которых фирма производила требуемые по конкурсу виды работ. 
Бывает, что компании подают заявки на участие с ценой конкурсного предложения, которая, по нашему мнению, ниже себестоимости требуемых работ. Но такие подрядчики побеждают редко, поскольку эти предложения вызваны отсутствием опыта работы и квалификации. И это впоследствии выявляется конкурсными условиями.
 
– Получается, в конкурсах, которые организует Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, побеждают только компании с идеальным портфолио? 
– Может, конечно, так случиться, что у компании и опыт работы богатый, и работники квалифицированные, но ранее она с чем-то не справилась. Есть компании, которые с нами сотрудничают не один год, хотя к ним возникали вопросы по определенным видам работ. Если у них когда-то что-то не получилось, это не означает, что они на своих ошибках ничему не научились. Тем более все выявленные недостатки подрядчик обязан устранить.
Кстати, приведу такой пример: один подрядчик представил недостоверные сведения именно по опыту таких работ на одном из иногородних объектов. Едва начали просматривать документы, наша сотрудница заявила: «Я знаю этот храм, была там совсем недавно. Там вообще ограды нет!». Справедливости ради скажу, что подобные ситуации бывают нечасто. 

– Реставрацией зданий в Петербурге занимаются преимущественно местные компании?
– Сегодня эти работы выполняют 24 компании, и действительно, большинство из их петербургские, в том числе такие крупные, как ГК «Интарсия» и ЗАО «БалтСтрой». Они незаменимы, если требуется выполнить большой объем работ разных видов с высокой степенью материальной ответственности. С другой стороны, важно поддерживать и менее крупных подрядчиков. Но все равно это будет в рамках компетенции (качества, опыта работы), требуемой условиями конкурса. 
 
– Бывает ли, что в конкурсе на выполнение реставрационных работ только один участник?
– Да, если объект экономически неинтересен подрядчику или требуется узкопрофильная специализация. Но иногда отсутствие интереса со стороны строительных фирм необъяснимо. Например, только в нынешнем году по одному участнику было заявлено на конкурсах по выполнению реставрационного ремонта церкви Воздвижения Креста Господня и дома купца Ш.З. Иоффе (в рамках Программы реставрации фасадов и крыш зданий исторического центра Санкт-Петербурга), а также реставрации Концертного зала дома П.Н. Демидова. Стоимость этих работ составила 31,5; 52,5 и 12 млн рублей соответственно. 
 
– Какие наиболее значимые объекты Санкт-Петербурга отреставрированы или продолжают реставрироваться в нынешнем году?
– Нельзя не упомянуть Каменноостровский театр, где возникало очень много сложностей, потому что здание не воссоздается, а именно реставрируется с привнесением новшеств, обусловленных современными технологиями. Приходилось, например, параллельно делать дополнительные несущие конструкции. В двух конкурсах на право выполнения работ в нынешнем году победило ООО «Интарсия», общая стоимость контрактов – более 110 млн рублей.
Продолжились капитальный ремонт и реставрация главного учебного корпуса Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. Работы на сумму 84,1 млн рублей выполняло ЗАО «БалтСтрой».
В Юсуповском дворце, посмотреть который специально приезжают туристы, работы по реставрации Мавританской гостиной ведет ООО «Профиль». Цена контракта – почти 2,2 млн рублей.
В 12,3 млн рублей городскому бюджету обошелся финальный этап реставрации верхней части фасада церкви Воскресения Христова на Камской ул., который выполняло ООО «Лапин Энтерпрайз».
Из года в год реставрационные работы идут в Петропавловской крепости. Сейчас мы, учитывая грядущее 400-летие дома Романовых, реставрируем Великокняжескую усыпальницу. Она была создана, чтобы стать храмом. До революции освятить ее не успели, а в середине XX века за алтарем прорубили дверь, что противоречит архитектурным канонам православия. Если бы здесь не было двери, усыпальницу можно было бы воссоздать именно как храм. Но дверь есть, и ее нельзя замуровать по противопожарным нормам. Теперь приходится концептуально думать не только о том, как отреставрировать, но и о том, чем станет этот объект впоследствии. 
 
– А какова динамика финансирования реставрационных работ в Санкт-Петербурге? И насколько велика доля федерального бюджета?
– Уровень кризисного 2009 года мы уже превзошли: тогда из городского бюджета было выделено 4,1 млрд рублей, а в 2011 году – без малого 5 млрд рублей. А вообще за 9 лет (с 2003-го по 2011-й) финансирование реставрационных работ из бюджета Санкт-Петербурга увеличилось почти в 10 раз. При этом конкурсные процедуры позволяют экономить в среднем 10-15% от первоначально предусмотренных средств, которые могут распределяться на усмотрение КГИОП в зависимости от потребностей города. Доля федеральных средств по сравнению с 2007 годом сократилась почти вдвое – с 5,3 до 3,1 млрд рублей.
 
– Возможно ли привлечение частного капитала на реставрацию государственных объектов?
– Сейчас рассматривается компенсационный механизм для инвесторов, которые вкладывают средства в реставрацию объектов, имеющих историческую и культурную ценность и находящихся в собственности Санкт-Петербурга или РФ. Возможно, он обретет законную силу уже в следующем году.
 
– Каким видите будущее памятников архитектуры Петербурга? Дискуссия о том, что сохранять, а что – нет, идет постоянно.
– Сегодня в городе более 8 тыс. объектов культурного наследия различного значения, и этот список постоянно пополняется. При нынешних технологиях не существует объектов, которые невозможно было бы спасти. Другой вопрос – стоимость работ. А очередь объектов, которые необходимо реставрировать, колоссальна. Плюс еще вопрос о дальнейшем содержании отреставрированных объектов. По закону это бремя лежит на пользователе. Варианты решения этого вопроса обсуждались на одной из недавних конференций под эгидой Союза реставраторов. В нашем климате при отсутствии промежуточного ремонта проблемы начинаются уже через 2-3 года после реставрации. Поэтому если удастся разработать механизм финансирования таких работ, это могло бы снять вопрос постоянной потребности в реставрации одних и тех же жилых домов.


РУБРИКА: Реставрация
АВТОР: Татьяна Крамарева