Кровля наперегонки с инфляцией


23.07.2012 09:59

По прогнозам специалистов, в 2012 году общий прирост рынка кровельных материалов зафиксируется в районе инфляции и составит в среднем около 10 %.

По мнению Максима Горячева, коммерческого директора корпорации «ТехноНИКОЛЬ», наибольшими темпами будут расти дорогие и узкоспециализированные материалы – в силу того, что на них в последнее время наблюдается повышенный спрос.
«Рынок кровельных материалов неразрывно связан с ситуацией на строительном рынке, поэтому, разумеется, он переживает те же кризисные явления, что и строительная отрасль в целом», – отмечает Кристина Минкова, руководитель аналитического отдела Национального кровельного союза. По ее словам, наибольшая позитивная динамика наблюдалась в 2011 году, когда рынок начал стремительно восстанавливаться после жесткого падения в 2009 году и достижения ценового дна 2010 года. Тогда, во время кризиса, спрос в большой мере переориентировался на современные материалы низкой и средней ценовой группы.  Однако говорить о выходе из кризиса еще рано – нестабильность европейской, да и российской экономики 2012 года отражается на кровельном рынке по-прежнему.
В настоящее время рынок кровельных материалов является одним из самых насыщенных и динамично развивающихся. Он состоит из множества сегментов, в каждом из которых есть собственные лидеры. Так, по данным Веры Никольской, директора по исследованиям ABARUS Market Research, лидирующие позиции на рынке металлочерепицы и профнастила занимает компания «Металл-Профиль», ей принадлежит 27% общего объема производства. Остальные доли распределяются между другими участниками, которых порядка ста. «Металлочерепица – наиболее популярный кровельный материал в силу простоты монтажа и распространенности металлических кровель в России. Но низкая рентабельность и высокая конкуренция вынуждает многих производителей либо закрываться совсем, либо диверсифицироваться в другие области. Из иностранных поставщиков данного вида материалов преобладают Финляндия (концерн RUKKI) и Швеция (LINDAB и VEKMANN)», – рассказывает Ирина Столярова, генеральный директор компании «Балтик Таил».
В сегменте асбестоцементного шифера 41% рынка принадлежит Себряковскому комбинату, 12% – Белгородасбестоцементу, 10 % комбинату «Волна», 8% – ЛАТО. «В категориях битумных и полимерно-битумных рулонных материалов (60% выпуска), полимерных мембран (40% рынка), твердой (35% рынка в совокупности с компанией «Тегола») и гибкой черепицы лидером является корпорация «ТехноНИКОЛЬ». В сегменте цементно-песчаной черепицы лидирует БРААС, в сегменте композитной – «Люксард». 90% рынка еврошифера занимает марка «Ондулин», остальные 7 иностранных брендов занимают 10 %», – приводит статистику Вера Никольская, директор по исследованиям ABARUS Market Research.
По словам Ирины Столяровой, генерального директора компании «Балтик Таил», мягкие кровли изготавливаются из отходов нефтеперерабатывающей промышленности, что говорит о достаточной прогнозируемости этого сегмента рынка. «Эти материалы гораздо затратнее в производстве, чем, например, металлочерепица, и более зависимы от удаленности сырьевых баз. Новых российских производителей в последние пять лет на рынке не появлялось. Что касается иностранных игроков из Канады и Финляндии, то их доля в общем объеме невысока», – объясняет госпожа Столярова. Экономический кризис в Европе вынудил практически всех производителей кровельных материалов выйти на рынок России. Что, безусловно, не могло остаться незамеченным для российских компаний.
Цементно-песчаная черепица – это доступный штучный материал, при его монтаже на кровле не образуется остатков, которые всегда присутствуют при раскрое мягких кровель. Лидер рынка, компания «БРААС», для производства цементно-песчаной черепицы использует отечественное сырье и немецкую технологию. Ее непосредственный конкурент «Балтик Таил» пользуется шведских сырьем и работает по технологии компании BENDERS (Швеция). Цементно-песчаная черепица достаточно активно используется в Европе, ее ценят за долговечность, морозостойкость, бесшумность. Но на российском рынке пик ее популярности пока не достигнут.
Самой затратной в производстве является керамическая черепица. Для ее обжига используют печи, что достаточно энергоемко. «В России керамическую черепицу не производят, так как нет качественного сырья. В имеющихся залежах глины – основы для производства керамической черепицы – слишком много кальциевых примесей, которые не позволяют делать качественный кровельный материал.  Да и в целом процесс производства – дорогое удовольствие. Поэтому основные производственные базы находятся в Германии», – говорит Ирина Столярова,.
«В Санкт-Петербурге большая часть жилого фонда имеет скатные металлические фальцевые крыши, которые обычно кроют недорогой оцинкованной сталью и реже – более долговечной сталью с полимерным покрытием», – комментирует Кристина Минкова, руководитель аналитического отдела Национального кровельного союза.
Фальцевые и медные кровли высокого качества в основном поставляются европейскими производителями и продаются через представительства и дилеров. Однако за последние 5-7 лет новых игроков на этом рынке не появлялось. Это объясняется исключительно экономической ситуацией в стране. Даже те компании, которые уже отвоевали свое место под солнцем, периодически испытывают большие трудности со сбытом, что сдерживает их развитие.


РУБРИКА: Коммерческая недвижимость
АВТОР: Светлана Семенович