«Мы стараемся, чтобы зелень стала более функциональной»


21.05.2012 09:53

Реновация кварталов, застроенных жильем первых массовых серий, помимо прочих вопросов затрагивает и аспект озеленения территорий. «СПб Реновация», реализующая проект, заявляет, что формулирует новые принципы качества развития городских кварталов, а зеленых насаждений после реализации проекта станет еще больше. Одной из площадок для апробации этих принципов станет Калининский район. О новой идеологии работы с зелеными зонами корреспонденту «Строительного Еженедельника» рассказал генеральный директор компании Артур Маркарян.

– Не так давно Вас упрекали в том, что вы меняете статус ряда скверов, чтобы фактически вести в них новое строительство…
– Здесь есть юридические нюансы: разделение на внутриквартальное озеленение, на зеленые насаждения общего пользования, на придомовую территорию. Многим скверам и пустырям пришлось изменить свой статус, чтобы программу реновации было возможно реализовать. Но по целому ряду скверов город в итоге лишь скорректировал границы. В других мы уже сами будем пересаживать деревья на новые зеленые территории квартала. Ведь есть часть территорий, где мы даже увеличиваем количество скверов. Один из самых больших кварталов – 17-17А в Калининском районе – наглядный тому пример. Мы планируем здесь создать минимум четыре зеленые микроплощади, которые должны стать местами притяжения, потому что мы решаем не только вопросы, связанные с озеленением, но мы должны решать и вопросы всей социально-бытовой инфраструктуры, того, от чего страдают на сегодняшний день эти кварталы.
Мы стараемся, чтобы зелени везде стало гораздо больше, чем до этого было, и чтобы она стала более функциональной. 
 
– А почему нельзя оставить все как есть, вообще не трогать эти скверы?
– Есть закон Санкт-Петербурга, который четко регламентирует действия инвестора программы реновации. Один из основополагающих пунктов, на котором настояли депутаты при принятии этого закона в 2008 году, говорит о том, что при расселении жильцы не могут переселяться никуда, кроме как внутри территорий. Во время общественных слушаний мы представили план расселения, который подразумевает, что все жители будут получать свое жилье внутри существующих кварталов, соответственно, нам необходимо изыскивать возможности для того, чтобы запустить волну переселения – для этого нужно где-то в квартале построить первые дома.
В пример можно привести один из кварталов Сосновой Поляны. Одно из возможных пятен для начала строительства – пустырь. Помимо него есть еще два, но они недостаточны по площади: пятиэтажки в квартале такие, в которых в основном трех- и четырехкомнатные квартиры, вообще нет «однушек». Мы вынуждены находить возможности, чтобы этот квартал каким-то образом «вскрывать». 
 
– Но ведь Вы сами сказали, что в этом квартале есть еще два пятна!
– Здесь всплывает еще один очень важный момент. При разработке проектов планировки территорий помимо вопросов, связанных со строительством нового жилья, мы обязаны решать вопросы, связанные со строительством объектов социального характера. И в данном квартале мы выделяем 3 га под строительство новой школы. И еще будут два детских сада. То есть у нас есть физические ограничения, которые нам никак не перепрыгнуть. Соответственно, если мы не будем так действовать, мы просто не сможем начать реновацию квартала. 
А запланированные три «точки» мы максимально удаляем от существующих домов. Там есть несколько рядов деревьев, которые мы хотим сохранить. Уже нашли возможность сделать односторонний заезд и выезд строительного транспорта, чтобы максимально сохранить эту территорию и озеленение. Есть возможность переноса ряда деревьев, хотя это и недешево. 
 
– А как быть с уже произведенным благоустройством на некоторых таких территориях, с построенными детскими площадками?
– В квартале 43 Полюстрово как раз в этом смысле в свое время благоразумно поступили руководители района. Там давно были снесены два дома, и чтобы эти участки не ушли под точечную застройку (две соседние площадки от этого как раз спасти не успели), их внесли во внутриквартальное озеленение. По сути, это единственное стартовое пятно для «вскрытия» квартала. Там как такового сквера нет, и единственный вопрос, который возник, – это наличие детской площадки. Мы за свой счет построим рядом достаточно большую современную детскую площадку, и, я думаю, претензии жителей будут сняты, все окажутся довольны. 
Примерно так же обстоят дела и на других территориях реновации, но комплекс мер, которые реализует наша компания, и те планировки, которые утверждены правительством, позволяют утверждать, что мест для отдыха, для детей, для занятий спортом в кварталах в итоге станет больше. И зелени тоже!
 
– Говорили, что Вы собираетесь решать эти вопросы в том числе за счет примыкающих к кварталам реновации территорий.
– Не совсем так. Мы действительно внимательно изучаем все наши кварталы и их окружение. Возьмем, к примеру, Сосновую Поляну. Здесь с кварталом соседствует огромный парк, и этот парк никак не интегрирован в жизнь населения. Мы сейчас думаем, как технически эту проблему решить. Чтобы не было подмены понятий: мол, вот эти площадки – это очень важно, а целый парк рядом – это уже не наше. Мы уже обращались в администрацию района, просили: дайте нам возможность – мы сделаем в парке дорожки, построим детские городки, хоккейные площадки. Мы заинтересованы в этом. Уверен, жители кварталов реновации – тоже. 

– А как Вы можете прокомментировать обсуждаемый сегодня в городе вопрос по переводу зеленых зон из общего пользования под ответственность жителей?
– Так может, это лучше? Мы очень внимательно изучаем тему озеленения и создания пространств. К сожалению, в нашей голове сейчас сидит стереотип, что дерево – это самое главное, что это источник жизни. Безусловно, это верно. Но ведь есть еще газоны, кустарники. И надо создать такую систему благоустройства, чтобы всем этим можно было пользоваться: посидеть в тени на красивой скамеечке, погулять по аккуратной дорожке. Мои сотрудники ездят на всевозможные выставки, которые связаны с озеленением в Европе. И к нам уже приезжала голландская компания, одна из передовых в области озеленения. Ведь наша задача, одно из стратегических направлений всей программы – создать дом, в котором человек должен платить за эксплуатацию на 30-40% меньше того, что он сегодня платит. За счет чего мы этого добиваемся? За счет качества, за счет снижения потребления воды, тепла и содержания придомовой территории. 
На самом деле мир настолько далеко продвинулся, что те технологии, которые сегодня у нас применяются при благоустройстве, озеленении, изначально затратны и в строительстве, и в эксплуатации. В Европе затраты на эксплуатацию в два-три раза меньше. Поэтому наши дворы стали немножко меньше, но гораздо более функциональными. И эксплуатационные затраты будут намного меньше.


РУБРИКА: Точки роста
АВТОР: Максим Соколов