Технический закон породит коррупцию


23.02.2003 23:00

С 1 июля текущего года в силу вступает новый федеральный закон «О техническом регулировании».

Документ коренным образом изменит всю систему регулирования и контроля продукции, работ и услуг, в том числе в строительстве. Специалисты опасаются, что закон будет настоящей «бомбой», которая разрушит старый порядок, создаст хаос на рынке и во взаимоотношениях государства и бизнеса, а также породит коррупцию в чиновничьих кругах.
Представители органов по сертификации продукции в строительстве считают, что закон слишком демократичен. По большому счету, он содержит ряд положительных моментов.
В частности, по словам руководителя Северо-Западного органа по сертификации продукции в строительстве – ОС «Севзапстройсертификация» Петра Кошкарова, производителям предоставляется большая свобода действий. Если раньше вся продукция регламентировалась определенными стандартами: строительными нормами и правилами (СНиПами) или техническими условиями, установленными государством, то теперь закон серьезно ограничивает участие государства в рыночных взаимоотношениях. Так, государственный контроль будет осуществляться только в отношении той продукции, которая должна быть безопасной для граждан и окружающей среды. Для этого предусматриваются определенные требования к безопасности, правила контроля и единые методы испытаний, которые определяются техническим регламентом.

Бизнес отпустили на волю

Любопытно, что технический регламент может разработать любое лицо, однако утверждаться данный документ должен либо указами Президента и решениями Правительства РФ, либо законом, принятым Государственной думой. Продукцию, которая не попадает под понятие «безопасность», государство контролировать не будет. Напрашивается вывод, что производитель имеет право сертифицировать свою продукцию на добровольной основе, если она не регулируется техническим регламентом. Также у предприятий появляется возможность разрабатывать и внедрять собственные стандарты. По сути, это благо, поскольку многие российские стандарты устарели и тормозят развитие бизнеса.
Еще одной положительной стороной закона можно считать то, что документ предусматривает ответственность за несоблюдение требований технических регламентов.

Закон без правил

Впрочем, на этом все достоинства закона заканчиваются. По мнению специалистов, он носит исключительно декларативный характер, абсолютно не детализирован, а порядок его применения неясен. На переход к новой системе отводится семь лет, но вряд ли за это время что-то изменится в лучшую сторону. Во-первых, непонятно, кто будет разрабатывать технические регламенты. В федеральном бюджете на это нет средств. Поэтому чиновники сняли с себя бремя подготовки технических регламентов и сохранили за собой только право их утверждения. Очевидно, инициатива разработки регламентов должна исходить от бизнесменов, однако никто не знает, будут ли они этим заниматься.
Во-вторых, этот закон предусматривает публичность процедуры разработки технических регламентов, но абсолютно не предусматривает контроля за этим процессом. Поэтому не исключено, что в итоге появится технический регламент, выгодный только тем лицам, которые его разрабатывали, и не учитывающий мнения других лиц. Тем более что Президент РФ и Государственная дума России вряд ли готовы с профессиональной точки зрения адекватно оценить подобные технические вещи.
В-третьих, нет критериев определения безопасности той или иной продукции. По словам руководителя органа по сертификации «Центр качества строительства «Санкт-Петербургского отделения Общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства» – ОС «ЦКС» Юрия Еремина, до нового закона вся строительная продукция сертифицировалась. А теперь встает вопрос – кто и как будет решать, безопасная продукция или нет. К примеру, кирпич как продукт может быть признан безопасным, следовательно, он может не отвечать техническому регламенту и никем не контролироваться. А если из этого кирпича построить дом и дом рухнет, кто будет нести ответственность? Очень трудно определить, какую продукцию, особенно если это касается строительства, можно считать безопасной.

Чиновники поиграют СНиПами

Есть и еще один интересный момент. Так как переход к новой системе будет осуществляться в течение семи лет, можно предположить, что в этот период становятся необязательными СНиПы и технические условия. Другими словами, чиновникам дается свобода действий в том, к кому применять «старые» технические правила, а к кому нет. По сути, создаются прекрасные условия для коррупции.
Кроме того, хотя закон вступает в силу уже через несколько месяцев, до сих пор не определено, за какими органами будут закреплены функции по техническому регулированию и какие полномочия на них будут возложены. Абсолютно не определен порядок работы. Отсутствие информации порождает всевозможные слухи, в частности, что будет упразднен Госстрой РФ, за которым сохранят только функции контроля за жилищно-коммунальным хозяйством. Лицензионные органы, работающие при Госстрое РФ, возможно, перейдут в распоряжение Министерства экономического развития и торговли РФ.

До основанья, а затем

По мнению специалистов, работающих в сфере строительного рынка, представители федеральной власти, приняв новый закон, попытались в очередной раз изобрести велосипед. Некоторые даже считают, что закон является не чем иным, как «заказным» правовым актом. По всей видимости, в Россию хлынет поток продукции из-за границы, и никто не сможет контролировать ее качество, поскольку это четко не прописано в законе.
Одни эксперты считают, что проще было бы сохранить лучшие российские стандарты и принять ряд европейских, нежели разрушать всю существующую систему до основания и на ее руинах создавать новую.
Другие – что сначала надо было подумать над деталями и процедурой применения нового закона и только потом принимать данный документ.

Автор: Олеся Галкина


РУБРИКА: Технологии и материалы