Строители обходятся без мастеров


20.02.2012 10:18

Уровень менеджмента в большинстве строительных компаний еще не дорос до привлечения специалистов с образованием MBA (Master of business administration), считают эксперты. Исключение составляют девелоперы и компании, работающие на рынке премиального жилья.

«Даже среди топ-менеджмента крупных строительных и девелоперских компаний, осуществляющих федеральные проекты с объемом инвестиций в сотни миллионов долларов, наличие образования MBA, скорее, является исключением», – считает управляющий партнер консалтинговой компании HRSolutions Рафаил Алиев. Он не может вспомнить ни одного запроса от ведущих игроков инвестиционно-строительного рынка на поиск менеджеров со степенью MBA.
Такую тенденцию подтверждают данные «HeadHunter Санкт-Петербург»: количество позиций, в которых требуется диплом MBA, не превышает 0,5% от общего числа вакансий на рынке. «Это до сих пор довольно экзотическое требование, применяемое более или менее часто лишь в некоторых отраслях и на некоторых позициях: в девелопменте, финансовом менеджменте, на управленческих позициях в продажах и маркетинге», – говорит Ольга Шматко, PR-менеджер компании.
Школы MBA в Петербурге существуют уже больше 20 лет. На сегодняшний день это одна из самых известных и самых дорогостоящих программ бизнес-образования, с ее помощью можно приобрести комплексные знания и навыки по управлению компанией, в том числе и от бизнесменов-практиков. Однако именно в Петербурге спрос на такое обучение невелик.
По оценкам Дмитрия Павлова, директора по развитию и внешним связям бизнес-школы ИМИСП, диплом МВА петербургских школ получают не более 300 человек в год. Доля Санкт-Петербурга в общем объеме российского выпуска МВА – всего в около 8%. В Москве – на порядок больше. Остальные 8-10% рынка (в количественном исчислении) – у региональных школ.
«В руководстве строительных компаний диплом MBA имеют единицы», – оценивает глава HR-департамента компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Алексей Устинов.
«Причина малой распространенности образования MBA в стройиндустрии заключается в специфике отрасли, – уверен Рафаил Алиев. – Строительная сфера достаточно консервативна с точки зрения стандартов и технологий. Отрасль за редким исключением закрыта для притока неотраслевых топ-менеджеров, а следовательно, и новых управленческих подходов. Возможно, поэтому для профессионалов строительной индустрии ранее не было острой необходимости получать МВА и развивать свой менеджерский и бизнес-кругозор, так как степень МВА не гарантирует успех на той или иной позиции».
Получение сотрудниками степени MBA не поддерживают и сами компании. По словам Анны Подоляк, главы HR-департамента компании «Интарсия», пока у строительного бизнеса нет необходимости во внутреннем организационном развитии и выстраивании системы менеджмента, он не готов к высоким затратам на обучение и старается искать готовых специалистов.
«Уровень квалификации большинства менеджеров на строительном рынке очень средний. Однако мы ищем управленческий персонал со специализированным образованием. Рынку необходимы профессионалы, прежде всего строители», – добавляет она.
Вместе с тем высокий уровень задач в компаниях не соответствует «среднему» уровню квалификации большинства специалистов. На строительном рынке чувствуется кадровый голод. Это вынуждает некоторых топов идти на обучение по собственной инициативе. Хотя количество таких людей невелико. В основном это специалисты из девелоперских компаний, инвестиционных фондов или «поддерживающий персонал» – финансовые и HR-директора.
«Я рассчитываю получить дополнительные знания и, что важно, контакты в бизнес-среде, – поведал директор по развитию «Трокс Рус» Олег Агрономов (сейчас он учится в Стокгольмской школе экономики). – В основном такое образование получают те, кто работает с объектами премиальной ценовой категории. Оно востребовано среди нового, постсоветского поколения менеджеров, среди тех, кто склонен к постоянному повышению квалификации».
Пока на строительном рынке остро не хватает профессионалов со специализированным образованием, компании вынуждены закрывать глаза на управленческую некомпетентность менеджеров. Однако отсутствие поддержки от компаний не позволяет самим менеджерам увидеть необходимость в повышении своей квалификации.


РУБРИКА: Управление и рынок труда
АВТОР: Антонина Асанова