Топ-менеджеров учат в кризис


23.01.2012 11:42

В 2011 году приоритеты компаний наконец сместились с сокращения затрат на персонал в сторону обучения и удержания сотрудников. Но уже в этом году положительные тенденции могут сойти на нет. Рынок замер в ожидании.

Рост рынка корпоративного обучения и развития последние 2 года составлял около 5% в год, говорит Александра Капустина, генеральный директор тренинговой компании ExiClub. Тогда как до кризиса, по данным компании «Амплуа», он показывал рост на 15% в год. Однако тенденция к увеличению расходов на обучение среди строительных компаний уже появилась.
«Бюджет, выделяемый на обучение, увеличился по сравнению с прошлым годом», – рассказывает Лидия Барминова, начальник отдела персонала Setl City. Она добавляет, что ограничений по стоимости мастер-классов и семинаров в компании нет.
Увеличился бюджет и в ЗАО «Росинжиниринг». В прошлом году в компании на курсы, кроме обязательных по повышению квалификации, не отправляли никого. Обучать сотрудников было нецелесообразно, уверены в компании. «В этом году мы подготовили программу обучения. Хотя оно остается точечным. Для руководителей среднего уровня предусмотрены тренинги по командообразованию, высшего уровня – по развитию лидерских качеств», – делится Ольга Рахманова, руководитель направления подбора и адаптации персонала компании.
В 2010 году компании увеличили бюджеты, выделяемые на обучение и развитие персонала, на 12,7% по сравнению с предыдущим годом, говорится в исследовании ГК «Институт Тренинга – АРБ Про». В 2011 году, по оценке Марии Велли, директора по развитию этой компании, рост бюджетов составил уже 28-30% к предыдущему году.
«Однако к тенденции увеличения бюджетов стоит относиться осторожно, – продолжает Мария Велли. – Уже во второй половине года многие компании начали замораживать бюджеты и переносить запланированные тренинги, ожидая второй волны кризиса. Как будет развиваться ситуация дальше, покажет I квартал этого года».
«В кризис компании ориентируются на обучение не рядовых сотрудников, а топ-менеджмента, – констатирует Александра Капустина. – В любых сложных ситуациях выживаемость компании зависит от управленческой команды».
В среде топ-менеджмента популярны тренинги по развитию межфункционального взаимодействия, командной работы, фасилитационные сессии, помогающие решать конкретные задачи, и консалтинг.
Для линейных руководителей проходит обучение по всем направлениям, связанным с управлением: целеполагание, планирование, контроль исполнения и т. д. Также развиваются компетенции, связанные с управлением людьми, – мотивированием, обучением на рабочем месте.
«Никакой специфики в обучении менеджеров среднего и высшего уровня в строительных компаниях нет, – говорит Мария Велли. – В любых отраслях руководители выполняют стандартные функции».
Обучение рядовых сотрудников в ситуации отсутствия финансирования свелось фактически к повышению навыков с помощью внутренних сайтов и штатных тренеров. В случае же выделения средств компании, как правило, пользуются открытыми тренингами и семинарами, в редких случаях заказывая для сотрудников среднего звена специальные программы.
Однако в среде обучения падение спроса произвело и положительный эффект. Если до кризиса, по исследованию компании «Амплуа», около 75% компаний-заказчиков жаловались на неготовность тренинговых агентств адаптировать программы под их специфику, то сейчас, со сжатием рынка, все больше тренинговых компаний разрабатывают индивидуальные программы обучения, используя все больше инструментов и сценариев.
«Главные тенденции этого рынка – отход от собственно тренинговой формы обучения, – уверена Мария Велли. – В ход идут другие инструменты: бизнес-симуляции, e-learning, деловые игры и т. д. Из них формируются модульные программы, рассчитанные на полгода или год».
Кроме того, и сами строительные компании в целях экономии средств переориентировались на петербургский рынок – перестали отправлять сотрудников за рубеж и стали реже командировать в Москву и другие города.
Будущее рынка корпоративного обучения пока туманно. Делать прогнозы представители тренинговых компаний затрудняются. Однако они уверены, что спрос на обучение останется.
«Рынок труда насыщен, но не качественен, – отмечает Алесандра Капустина. – Новых высококвалифицированных сотрудников нет. И компании, которые будут обучать персонал, останутся в любом случае».


РУБРИКА: Управление и рынок труда
АВТОР: Антонина Асанова