Четыре цвета для СРО


19.09.2011 09:56

На прошлой неделе в Петербурге прошла II конференция «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство». Строители обсудили перспективы развития отрасли – через 8 лет объемы ввода жилья в стране должны удвоиться. Готовы ли к этому участники рынка, и спорили специалисты.

Представители Госдумы РФ, Минрегиона России, Администрации Президента РФ, Ростехнадзора РФ, а также руководители национальных объединений СРО приняли участие в конференции, прошедшей в Петербурге 14 сентября.
Мероприятие собрало участников из различных регионов России – от Южно-Сахалинска до Калининграда. Более полумиллиона строителей, не имеющих возможности лично присутствовать на конференции, смотрели онлайн-трансляцию мероприятия на 30 интернет-ресурсах.

Подсчет цифр


Первым размышлять о природе возникновения саморегулирования строительных организаций в России начал член Комитета Госдумы РФ по строительству и земельным отношениям Сергей Петров.
«Когда в перестройку определенные государственные механизмы регулирования строительной отрасли были утрачены, вертикальные и горизонтальные связи разрушены, государством для регулирования различных процессов был введен механизм лицензирования. Строительная отрасль заработала. Однако механизм обеспечения безопасности при строительных работах сформирован не был», – напомнил Сергей Петров.
По его словам, неудовлетворительная ситуация с механизмом лицензирования привела специалистов к мысли о необходимости введения саморегулирования.
«На сегодняшний день этот механизм получил две диаметрально противоположные оценки, – отметил господин Петров. – С одной стороны, говорится, что введение его было ошибкой – саморегулирование свелось к худшим моментам лицензирования, государство потеряло контроль над важнейшим сегментом. С другой, специалисты отмечают, что механизм саморегулирования не был введен сверху, но выстрадан временем и является насущной необходимостью отрасли».
Впрочем, даже сторонники сохранения в строительстве механизмов саморегулирования не отрицают наличия определенных проблем в этой сфере. Коммерциализация отдельных организаций мешает полноценной реализации механизма. Кроме того, по мнению господина Петрова, количество СРО также должно быть отрегулировано.
«Тысяча организаций, ну две тысячи – это приемлемое количество. Но если число СРО доходит до 10 тысяч, то явно речь идет о механизме, который не отвечает сегодняшнему времени», – утверждает эксперт.

Сторонников больше


Впрочем, сторонников развития процессов саморегулирования в строительстве на конференции оказалось большинство. Так, председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга Вячеслав Семененко попросил поддержать инициативу введения юридической практики третейских судов. По его мнению, это позволит передать решение сложных ситуаций в руки профессионалов.
Поддерживает идею саморегулирования и старший вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Юрий Бурчаков. По его словам, главная опасность – возможность появления вместе с введением саморегулирования на строительном рынке недобросовестных организаций – сейчас уже отошла на второй план и в целом строительная отрасль продолжает развитие, позитивно сказываясь на всей экономике.
«Известно, что одно место на стройке дает 14 рабочих мест в других отраслях», – сообщил господин Бурчаков. – При успешном развитии отрасли вторая волна кризиса не должна захлестнуть страну».
Мысль о том, что строительство является локомотивом экономики, развивал на конференции и президент Российского союза строителей Владимир Яковлев.
«Если сейчас мы вводим около 60 млн кв. м жилья в год, то в 2020 году мы должны ввести уже 140 млн кв. м в год, – рассказал он. – Вопрос: хватит ли у нас кадров и строительных материалов для обеспечения таких объемов строительства? На 140 млн кв. м нам нужно 140 млн тонн цемента и 140 млн тонн кирпича ежегодно. Это означает, что промышленность стройматериалов должна развиваться теми же темпами, что и строительство».

Подрыв авторитета


Помешать развитию локомотива экономики, по мнению господина Яковлева, может в первую очередь высокая степень коррумпированности госорганов и несовершенство законодательства в строительной отрасли.
 «Если в 2009 году Россия была на 145 месте в рейтинге коррумпированности, в 2010 году – на 160 месте, – рассуждает господин Яковлев. – В этом году пройдут выборы в Государственную Думу. Обновление депутатского корпуса, по прогнозам, будет очень серьезное». По словам президента Российского союза строителей, от того, с чем придет новая Дума, будет во многом будет зависеть и то, как будут продвигаться и приниматься законодательные проекты в строительстве.
Законотворческий вопрос в принципе оказался очень болезненным для многих участников конференции. На фоне других отдельно обсуждался ФЗ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
«Скажем прямо: адаптировались к этому закону спекулянты, – оценил ситуацию Вячеслав Семененко. – Конкурс выигрывают организации, которые зарегистрированы в другом регионе. У них нет ни своих людей, ни базы ни здесь, ни там. «Зацепить» этих людей я смогу только на промежуточном этапе. Еще полгода уйдет на суды. А поскольку никаких строительных работ в этот период проводиться не будет, для меня этот срок означает срыв детского сада, который ждали несколько лет».
По словам господина Семененко, ситуация, порожденная ФЗ № 94, во многом подрывает авторитет всей государственной политики.
С таким мнением не согласился руководитель УФАС по Ленинградской области Вадим Владимиров.
«Да, я буду защищать ФЗ № 94, – начал он свое выступление. – Во-первых, система электронных аукционов вывела систему госзаказа на новый уровень. Сейчас это уже XXI век. Во-вторых, сейчас уже применяется ряд мер, которые позволят убрать с рынка недобросовестных подрядчиков. Так, уже существует реестр недобросовестных застройщиков. Рассматривается предложения о введении начальной стартовой цены».
Также, по словам господина Владимирова, в рамках принятия 3-го антимонопольного пакета будет проведен ряд мероприятий по либерализации экономической деятельности, снижению административных барьеров.
В эффективность подобных мер, впрочем, не поверил практически никто из участников конференции.
«Я не знаю ни одного человека в строительстве, который положительно отозвался бы о 94-м законе, – ответил руководителю региональной УФАС президент Национального объединения проектировщиков Михаил Посохин. – Обойти этот закон спекулянты могут элементарно. В результате конкурс на проектирование объекта, проектировать который невозможно, не находясь конкретно в этом городе, может выиграть организация из другого региона».
Вопрос устранения с рынка недобросовестных подрядчиков на конференции даже обсуждался в рамках отдельной секции «СРО глазами потребителя, или как повысить конкурентоспособность строительных компаний». По ее итогам президент НП СРО «Центрстройэкспертиза-статус», член совета Национального объединения строителей Михаил Воловик резюмировал работу экспертов.
«Мы должны устранить информационный вакуум, существующий в области СРО. Потребитель должен увидеть в СРО гарантию качества выполнения работ. Для этого мы введем рейтинг СРО, по которому можно будет легко ориентироваться»,– рассказал господин Воловик.
Рейтинг, отметил спикер, будет состоять из четырех групп: зеленой, желтой, красной и черной. В зеленую войдут 70 или 80% организаций – надежные СРО, в желтую – СРО, имеющие минимальные нарушения законодательства, в красную – организации, имеющие устойчивые нарушения закона. И наконец, черная группа, в которую, по словам господина Воловика, войдут всего 2 или 3% организаций, будет состоять из СРО, имеющих регулярные нарушения закона, которые неустранимы.
Это рейтинг, считает эксперт, поможет устранить с рынка недобросовестные стройорганизации.


РУБРИКА: Саморегулирование
АВТОР: Елена Велигжанина