Саморегулируемые организации очистятся сами


25.07.2011 10:16

Первое полугодие ознаменовалось для института саморегулирования устойчивой динамикой развития, с одной стороны, и целым рядом проблем, сопутствующих становлению почти любого экономического процесса, с другой. Чтобы понять, какими успехами может гордиться сообщество строительных саморегулируемых организаций и что больше всего волновало СРО за прошедший период, корреспондент «Строительного Еженедельника» обратился к вице-президенту НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», действующему координатору НОСТРОЙ по СЗФО Алексею Белоусову.

– Алексей Игоревич, какими были весна и начало лета для саморегулируемых организаций города?
– В первую очередь отмечу, что это было время активных действий, консолидации усилий всех СРО для решения общих задач. Всероссийский съезд СРО в Екатеринбурге, совместная работа по регулированию российского законодательства, окружные конференции, прошедшие в Северной столице, выборы координаторов НОСТРОЙ, борьба с «коммерческими» СРО, подготовка к III Съезду строителей Северо-Запада России – вот лишь некоторые вехи проводимой нами работы. На сегодняшний день руководители большинства саморегулируемых организаций пришли к пониманию того, что только вместе мы сможем решить многие наболевшие проблемы саморегулирования.

– Пожалуй, самым муссируемым в прессе вопросом по-прежнему остается вопрос «коммерческих» СРО. В чем опасность таких СРО, и каким образом можно заставить эти структуры отказаться от подобного ведения бизнеса?
– В связи с очевидной безнаказанностью существования «коммерческих» СРО вопрос борьбы с нарушителями закона в сфере саморегулирования становится все более острым. Работа таких СРО негативно отражается на деятельности строительных компаний, добросовестных саморегулируемых организаций и органов государственной власти. Например, при размещении государственного заказа компании-однодневки, купившие допуск в «коммерческих» СРО, начинают демпинговать с единственной целью – получить подряд с минимальными финансовыми затратами. Если такая компания победит, то велика вероятность того, что она уйдет с деньгами, не выполнив обязательств по государственному контракту.
Так как надеяться на Ростехнадзор в вопросе коммерциализации СРО нецелесообразно, саморегулируемые организации вынуждены самостоятельно заниматься чисткой своих рядов. Именно поэтому участники состоявшегося в мае окружного совещания руководителей строительных СРО СЗФО приняли решение о создании рабочей группы. В результате работы этой группы появилась возможность диалога с одной из «коммерческих» СРО города, которая под давлением строительного сообщества, саморегулируемых организаций и представителей НОСТРОЙ дала согласие на проведение у себя аудиторской проверки Национальным объединением строителей.

– Насколько известно, этой группой разработаны критерии, позволяющие отделить «коммерческие» СРО от обычных законопослушных организаций.
– Действительно, обсудив весь комплекс характеристик типовой саморегулируемой организации, участники рабочей группы выделили 2 группы признаков, позволяющих выявлять «коммерческие» СРО. К основной группе были отнесены такие показатели, как дробление процедуры внесения средств в компенсационный фонд, предоставление «рассрочек», отсутствие требования страхования ответственности перед третьими лицами и т. д. К второстепенным критериям отнесены невыполнение требований законодательства в части размещения информации, отсутствие организованной системы проверок членов СРО, отсутствие вступительных взносов и др.

– Думаете, это облегчит работу по выявлению «коммерческих» СРО?
– Несомненно, хотя для этого от Национального объединения потребуется осуществлять мониторинг информационного пространства с опорой на разработанные нами критерии.

– С коммерческими СРО справитесь, а как справиться с появлением компаний-однодневок, которые стремятся купить у «коммерческих» СРО допуски на строительные работы?
– Процесс минимизации создания фирм-однодневок – это проблема всей российской экономики, а не только ее строительного сектора. Для ее решения необходимо предпринимать действия на государственном уровне, например отказаться от налога на добавленную стоимость. Уверен, что при отмене НДС и сохранении налога с продаж никому уже не нужно будет заниматься обналичиванием денег и созданием фирм-однодневок, в том числе и в строительной отрасли.

– Что еще мешает эффективно развиваться строительной отрасли региона?
– Обилие административных барьеров – я имею в виду количество и длительные сроки необходимых строителям согласований. Все они оборачиваются для строительных компаний огромными финансовыми потерями. Основной причиной существования и даже роста количества согласующих инстанций служат слишком частые изменения законодательства в строительной сфере.

– За последние полгода приняты новые законы, например закон о банкротстве. Как прокомментируете его появление?
– Закон о банкротстве готовился давно, и, несмотря на то что мы ожидали его появления в более широкой редакции, считаю его принятие значительным успехом, ведь речь в нем идет о защите участников долевого строительства при банкротстве строительных компаний. До этого действовала схема, при которой после объявления компании банкротом сначала выплачивались налоги в региональный и местный бюджет, затем – сотрудникам компаний, потом – банкам и другим финансовым учреждениям, и только потом, если что-то оставалось, производились выплаты дольщикам. Теперь ситуация изменилась, интересы дольщиков поставлены впереди интересов кредитных учреждений. Кроме того, очень важно, что законодательно закрепляется возможность добровольного вхождения всех участников долевого строительства в состав ТСЖ с последующей передачей этому ТСЖ всех функций застройщика.

– Как Вы оцениваете развитие саморегулирования на данном этапе?
– Саморегулирование заняло прочное место в системе координат органов государственной власти и строительных организаций, эффективно заменив лицензирование и показав свои преимущества. Успех дальнейшего процесса развития института саморегулирования во многом зависит от самих саморегулируемых организаций и от внутренних ресурсов, заложенных в них.


РУБРИКА: Саморегулирование