«Сердцебиение у Кронштадта будет более учащенное»
Глава администрации Кронштадтского района Александр Горошко считает, что через 10 лет население Кронштадта может вырасти почти в полтора раза. О том, что станет толчком для столь стремительного роста, он рассказал в интервью корреспонденту «Строительного Еженедельника» Ане Батаевой.
– Расскажите об основных стройках города.
– Мы не строим, мы в основном капитально ремонтируем. Газпром строит нам бассейн, заканчивается строительство кольцевой автодороги – это федеральная программа. В середине или конце августа произойдет самое значимое событие в Кронштадте – это открытие тоннеля: будет полностью открыто сквозное движение по кольцевой автодороге вокруг Санкт-Петербурга. Если сейчас в город приезжает 12 тысяч автомобилей, то с открытием тоннеля поток увеличится в 2-4 раза. Думаю, что водитель, проезжающий мимо, имея 2-3 часа свободного времени, непременно захочет заехать посмотреть город. В этом плане, мне кажется, сердцебиение у Кронштадта будет более учащенное, жизнь забьет ключом. А значит, увеличится инвестиционная привлекательность района. На последнем экономическом форуме был подписан договор между губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко, главой Объединенной судостроительной корпорации Романом Троценко и гендиректором Адмиралтейских верфей Михаилом Александровым о строительстве на острове Котлин Новоадмиралтейских верфей. На территории 60 га, а позднее и на большей площади – 200 га – будет строиться новое предприятие – современнейшая судостроительная верфь, которая будет строить газоводы, атомные ледоколы, нефтегазовые платформы, плавучие электростанции и боевые корабли.
– Какой объем инвестиций планируется в Новоадмиралтейскую верфь?
– Называются разные цифры: от 35 до 60 млрд рублей. И со сроками строительства 8 лет. Но завод будет запускаться очередями, и первая продукция пойдет гораздо раньше.
– Как изменится экономика Кронштадта с реализацией названных Вами проектов?
– Сейчас огромный интерес у судовладельцев, перевозчиков к Кронштадту. Они смотрят, нельзя ли здесь найти место и построить порт. Вы помните, как здесь зимой на Красногорском рейде «толпилось» много кораблей, и они не могли пройти дальше к Санкт-Петербургу из-за ледовой обстановки, а здесь они бы разгрузились и ушли. Логистика такова, что надо прийти на место, разгрузиться, загрузиться и быстрее уйти. В Большом порту, конечно, есть железная дорога, отсутствие ее здесь – это основной недостаток Кронштадта. Но все остальное есть. Есть кольцевая автодорога, есть контейнеры – погрузили, поехали. На север, на юг, на запад – куда угодно. Кольцевая дорога дает эту возможность.
– Какие шаги предпринимаются для того, чтобы ускорить развитие района?
– Сейчас готовится создание центра или агентства по развитию территории острова Котлин. Мы планируем, что в нем примут участие и мощные государственные структуры, и частный капитал, банки. Это поможет нам развить морской кластер в Кронштадте. В кластер надо включить и порт Ломоносов, и порт Бронка. К тому же Министерство обороны не забыло идею создания в Кронштадте Военно-морского учебно-научного центра для подготовки кадров военно-морского флота. На днях я получил подтверждение о том, что Министерство обороны планирует и будет строить этот центр. В Кронштадте несколько десятков ныне оставленных военными объектов. Они тоже могут быть использованы.
– Как изменится численность Кронштадта, когда будет построена верфь, и когда начнется это масштабное строительство?
– Расчетная численность рабочих верфей – 6,5 тыс. человек. Кронштадтский морской завод, который в советские времена насчитывал до 8 тыс. человек, был банкротом. Сейчас мы его вытащили все вместе, он начал набирать обороты, но производство все же не то. Там работает 500-700 человек. Да, у них есть огромные заказы, но у нас 23 тыс. трудоспособного населения из 43. Из этих 23 тыс. около 6 тыс. ежедневно, по нашим подсчетам, уезжают работать в Санкт-Петербург.
– Так насколько вырастит численность населения в Кронштадте?
– Мы не знаем, сколько из этих отъезжающих останутся работать здесь. Думаю, что треть как минимум, а в дальнейшем может вообще миграция сократиться до нуля. Это постепенно будет происходить. Люди будут видеть, что построена новая верфь. Там будут сотни специальностей. Думаю, что для кронштадтцев найдется работа. Второе: если заработает военно-учебный центр, понадобится 15 тыс. обслуживающего персонала, преподаватели.
– Это через сколько лет понадобится?
– Лет через 10 мы выйдем на эти цифры. Я думаю, что население Кронштадта может увеличиться тысяч на 20 за 10 лет.
– А есть ли где им жить?
– О чем и речь! Надо не только жить, надо учиться, надо найти где работать. Любое предприятие, производство требует специальной инфраструктуры: жилье, больницы, школы, разные подростковые клубы. В Кронштадте есть территория под это строительство. Параллельно с планированием и верфи и военно-морского центра все это будет реализовываться, но город со своей стороны уже предпринял меры, чтобы реализовать это. Существует проект планировки территории южнее Кронштадтского шоссе. Территория – около 200 га. Здесь планируется жилая застройка, торговый комплекс, отделения банка и милиции, поликлиника, гостиничный комплекс, школа, дом ветеранов, спортивно-развлекательный объект, паркинг… В этом квартале Газпром заканчивает строительство бассейна. А квадрат между улицами Грейга и Литке предусмотрен для застройки. Пока что здесь располагаются огороднические хозяйства граждан, но это незаконные посадки. Раньше земля была не нужна, им разрешали, но теперь мы просим освободить эти территории. Земля не находится у них в собственности.
– А когда будет завершено строительство?
– В этом году будет завершен проект планировки. А дальше мы будем в соответствии с законами производить застройку. Пока мы не знаем, как это будет происходить. Возможно, придет инвестор или же будут выставляться лоты. И это еще не вся территория. Есть территория, не входящая в территорию Кронштадта. По закону это вода. Эта земля образовалась в ходе строительства защитных сооружений. Сюда свозили грунт из котлованов С-2 и С-1. И равномерно его распределили. Это около 100 га. Сейчас Валентина Матвиенко дала команду на включение этой территории в землю города. На этих 100 га можно построить и будут строить и жилые здания, и всю инфраструктуру.
– А форты планируете как-то использовать?
– Сейчас ими занимается Фонд федерального имущества. Это памятники федерального значения, поэтому выбран путь сдачи фортов в аренду сроком на 49 лет. Объявляется тендер на сдачу фортов в аренду. И часть уже сдана, начиная с 7-го Северного форта. Третий форт тоже сдан, но пока там движения нет. Уже давно сдан форт Александр I. Форт Константин развивается за счет КЗС. Сдан форт Милютин и готовится к сдаче в аренду еще ряд других бывших фортификационных сооружений.