Инновации по старинке


20.06.2011 09:51

На прошлой неделе завершился Петербургский международный экономический форум. Пока организаторы суммируют инвестиции по сделкам, которые были заключены на мероприятии. Но очевидно, что цифры будут поражать своей величиной. Однако в ходе форума так и не было дано четкого ответа, когда инвестиции пойдут не только в 3-4 крупных города страны, а станут распределяться по всей России равномерно. Казалось бы, сидя в Петербурге, переживать по поводу того, что инвесторы охотно идут сюда и не слишком охотно куда-то за Урал, глупо. И хорошо, что не идут, мол, нам же лучше. Однако положительный момент в этом можно усмотреть лишь на первый взгляд. Рынок Петербурга постепенно насыщается. Работать на нем становится все сложнее, рентабельность бизнеса все ниже. И рано или поздно перед предпринимателями встает вопрос: как развиваться дальше? Очевидно, что выход в регионы для строителей является самым простым способом расширить бизнес. Однако до тех пор, пока покупательная способность жителей регионов остается низкой, выходить в другие города строителям просто невыгодно – в Москве и Петербурге экономическая эффективность вложений в разы выше. И получается замкнутый круг. Инвесторы не идут в регионы, потому что там низкая покупательная способность, а покупательная способность у жителей российской глубинки мала оттого, что туда инвесторы не несут деньги.
Возможно, не раз упоминавшиеся в ходе форума инновации и модернизация смогут вывести страну на качественно новый уровень и позволят регионам встать в один ряд со столицами. Однако проблема в том, что чаще всего и инновации, и модернизация являются неким чиновничьим мемом. Про них много говорят, но мало кто понимает, что это такое. Впрочем, будем оптимистами и станем считать, что хотя бы половина из заявленных проектов в сфере инновации и модернизации будут реализованы.
Вероятно, действительно инновационные проекты, финансируемые государством и различными фондами, сделают регионы более интересными для капиталовложений. Однако и здесь есть один нюанс, который говорит о том, что, рассуждая об инновациях, многие руководители проектов мыслят по-старому. Наглядным примером тому может служить проект «Сколково». Что мешало создавать такой центр не в Подмосковье, а, скажем, в более отдаленном регионе? Именно по такому пути идут многие мировые разработчики – свои центры они открывают в депрессивных регионах и странах. В том числе и потому, что там более дешевая рабочая сила. И внедренческие центры становятся локомотивом, который привлекает вслед за собой и другие инвестиции. На примере же «Сколково» становится понятно, что и инновации у нас внедряются по старинке. Впрочем, про «Сколково» злые языки утверждают, что место было выбрано лишь потому, что дорога, которая была построена к новой кремниевой долине, серьезно облегчила жизнь одному высокопоставленному чиновнику, у которого в том районе имелась дача. Но это, конечно же, вранье.


РУБРИКА: Колонка редактора
АВТОР: Валерий Грибанов