DIY застопорился


21.03.2011 10:03

Рынок DIY-ритейла («do it yourself») постепенно восстанавливается – по данным аналитиков, в 2010 году он вырос на 10-15%. Однако прихода новых игроков ожидать не стоит. Высокий уровень насыщенности строительными гипермаркетами в Петербурге и так уже вынуждает компании удерживать цены на низком уровне, что негативно сказывается на их рентабельности.

В начале года несколько компаний, торгующих товарами для дома и ремонта, заявили об инвестиционных проектах: в 2011 году «Метрика» пообещала открыть около 20 магазинов (по России), в апреле сеть «К-Раута» откроет свой десятый гипермаркет в Санкт-Петербурге (на пересечении Комендантского и Шуваловского проспектов), торговый дом «Петрович» к концу 2011 года собирается запустить собственный распределительный центр и т. д.
Инвестиционная активизация компаний была вроде как ожидаема – в 2010 года на фоне общего улучшения экономической ситуации и нормализации обстановки в строительной сфере на рынке DIY в целом формировались положительные тренды, и спрос восстанавливался. Игроки рынка говорят, что сейчас растут все сегменты рынка торговли строительными материалами и товарами для дома. Активнее всего увеличиваются закупки со стороны корпоративных клиентов, но в первую очередь за счет того, что в кризис именно этот сегмент «просел» сильнее остальных.

Рост за счет падения

Аналитики снова называют этот рынок перспективным. «По нашим примерным оценкам, рынок DIY в 2010 году вырос на 10-15 процентов и составил около 12-14 миллиардов долларов, – говорит Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент». – При этом рынок DIY-ритейла, несомненно, остается весьма перспективным. Различные игроки, не испытывающие существенных финансовых затруднений, и в первую очередь, конечно, крупные профильные компании, вполне ожидаемо продолжают достаточно активное развитие, открывая новые торговые объекты на перспективных локальных рынках».
Понятно, что рост объемов продаж был вызван их серьезным падением в кризис, от которого DIY, как сектор торговли непродовольственными товарами, стал одним из самых пострадавших. Особенно негативно на продажах крупных ритейлеров сказалась дестабилизация рынка жилой недвижимости, активное развитие которого в предыдущий период выступало как раз важным драйвером роста рынка DIY. По различным оценкам, продажи ряда крупных операторов в 2009 году сократились на 15-20%. В Петербурге ситуация усугублялась еще и высоким уровнем конкуренции.
В лидеры по насыщенности строительными гипермаркетами наш город вырвался еще в 2008 году, когда на 10 тыс. жителей стало приходиться 1104 кв. м сетевых магазинов DIY (по данным Infoline). Сегодня в городе функционируют около 40 гипермаркетов формата DIY: 10 – «Метрика», 9 – «К-Раута», 7 – «Максидом», 5 – OBI, 2 – Castorama, 2 – Leroy Merlin и пр. Есть также магазины-одиночки – «Старт», ТЦ «Ланской» и пр.
До недавнего времени крупнейшей компанией по объемам продаж, по неофициальным данным, здесь считался «Максидом» (доля рынка, по собственным оценкам, – около 17%), а вот борьба за второе место шла сразу между несколькими сетями. Однако сегодня с учетом бурного развития «К-Рауты» и других игроков рынка лидерство «Максидома» уже подвергается сомнению.

Есть еще ниши

При этом, несмотря на острую конкуренцию, в городе еще есть районы, где строительных гипермаркетов не хватает. По данным Colliers International, в Петербурге наиболее насыщенным по DIY-центрам является Московский район, далее идут Приморский, Выборгский, Фрунзенский и Красносельский. При этом считается, что с учетом количества жителей в Выборгском районе, наряду с Калининским, еще сохраняется потенциал. Кроме того, не охвачен DIY-центрами юго-запад Петербурга, где находится огромный развивающийся район; практически нет сетевых магазинов в Адмиралтейском районе и на Васильевском острове. Хотя пока жилищное строительство там развивается не очень активно, с учетом, например, проекта по намыву территорий Васильевский теоретически может быть очень привлекателен для строительных магазинов.
Тем не менее участники рынка говорят, что ожидать строительства новых гипермаркетов формата DIY не стоит, так как и существующие пока не особо прибыльны.

Стерли конкурентов

С некоторыми конкурирующими форматами DIY-гипермаркеты уже разделались (например, с магазинами с широким ассортиментом одной или двух товарных позиций, таких как обои или кафельная плитка), закрылся последний магазин товаров для ремонта премиум-сегмента «Искрасофт». Но некоторые форматы все-таки продолжают отъедать свой кусок пирога, причем бьют они по самому больному – то есть играют на более низких ценах. «Определенными преимуществами на рынке обладают строительные ярмарки, в которых торговлю ведут ИЧП, – им легче оптимизировать свою налоговую политику, – отмечает Виктор Адамов, исполнительный директор сети «Петрович». – Есть конкурентные преимущества и у нашего формата, который в Петербурге сочетает в себе строительную базу и магазины формата cash & carry, которые ориентируются в первую очередь на профессиональных строителей, ремонтные бригады».
Очевидный путь развития для петербургских сетей – осваивать Северо-Запад и выходить в другие регионы. Однако и здесь может быть не все гладко – свою долю отхватить удастся не всем, рынок уже активно делят сети с иностранным капиталом. Как заявлял в свое время генеральный директор сети «Метрика» Алексей Иовлев, строить гипермаркеты-переростки в Петербурге уже невыгодно, а города-миллионники уже вовсю делит «большая четверка»: Leroy Merlin, OBI, Castorama и «К-Раута». Однако другого выхода у компаний нет – отставание в объемах продаж и проигрыш в эффективности может стоить очень дорого.


РУБРИКА: Коммерческая недвижимость
АВТОР: Маргарита Арановская
МЕТКИ: МЕТРИКА