Подземные ходы


07.12.2009 10:13

Метростроение остается одним из наиболее сложных и опасных видов работ. Обеспечение надежности и безопасности в сочетании с повышением производительности строительства возможно лишь при внедрении инновационных технологий.

Механизация технологических процессов и внедрение передового оборудования увеличивает темпы строительства и повышает безопасность ведения работ.
Роботы и крепи
Специалистами подразделения «Метрокон» и Управления механизации была разработана самодвижущая шандорная крепь – элемент, который позволяет осуществить защиту кровли и лба забоя. Этот механизм позволит нам на коротких выработках выдавать скорости порядка 50-60 м, что практически вдвое превышает традиционные скорости. Горный способ, который раньше практиковался в притоннельных выработках, уступил место роботизированной радиоуправляемой технике. Например, робот Brokk заменяет работу четырех-пяти человек и используется для разработки породы небольшого объема и последующего монтажа отделки. При сооружении станции «Спасская» был успешно применен новый укладчик (разработка ОАО «Метрострой»), который без дополнительных демонтажных работ способен выходить из диаметра 5,5 м в диаметр 7,9 м и выше. При сооружении боковой пересадочной камеры на станции «Звенигородская», диаметр которой превышает традиционные размеры, был использован модернизированный укладчик (с 9,8 м доведен до 11,6 м). Заметна поступь прогресса и в способах проходки наклонных ходов. К традиционным технологиям (заморозка грунта и проходка в чугунной отделке, сооружение монолитного наклонного хода с бетонированием постоянных конструкций под зонты и балюстрады) добавилась и проходка с использованием щитового проходческого комплекса, который позволяет минимизировать осадки земной поверхности. Тоннелепроходческий комплекс Herrenknecht (Германия), выполненный по заказу специалистов ОАО «Метрострой», позволяет прокладывать ходы с уклоном в 30% (до сих пор максимум у аналогов не превышал 15%). Он уже доказал свою эффективность при сооружении наклонного хода станции «Обводный канал» осенью этого года. Подобная щитовая проходка позволила сократить время работ до 1,5-2 месяцев; если бы действовали «по старинке», потребовалось бы 9 месяцев.
Гонки по вертикали
При проходке вертикальных стволов традиционная сборная отделка с заморозкой сейчас также постепенно уступает место более современной технологии «стена в грунте». Этот метод заключается в том, что высота между стенами траншеи заполняется бетонитовым раствором, который впоследствии вытесняется бетоном, тем самым компенсируя давление на стенки траншеи и исключая подвижки грунта. В результате получается бетонная конструкция, которая по мере разработки обкапывается и изолируется. Затем устанавливаются расстрельные системы, и таким образом ствол доводится до нужной отметки. В прошлом году впервые с применением технологии «стена в грунте» петербургские метростроители осуществили проходку и заглубили в кембрийский грунт ствол на 42 м. Для работы на притоннельных выработках специалисты считают перспективной технологию по опережающему креплению безосадочной проходки, которая практически полностью исключает подвижки грунта. Это достигается за счет того, что на участке специальной установкой сооружается экран из труб, затем отбуривается забой, после чего разработка ведется механизированным способом – комбайн разрабатывает породу без крепления, устанавливает металлические рамы и наносит набрызг-бетон.


РУБРИКА: Технологии и материалы
АВТОР: Андрей Мельников