Под центром Петербурга


23.11.2009 09:25

Проект «Стокманн Невский центр» эксперты сегодня признают одним из наиболее успешных в плане подземного строительства в Санкт-Петербурге.

Проблемы в освоении подземного пространства у генерального подрядчика ООО «Китайстрой» были. Однако, несмотря на это, китайской компании, впервые пришедшей на строительный рынок Петербурга, удалось построить подземные этажи в историческом центре города без изменения сроков реализации проекта.
О трудностях работы с петербургскими грунтами «Строительному Еженедельнику» рассказал главный инженер ООО «Китайстрой» Ван Цзяньфэн.
– Господин Цзяньфэн, подземное строительство, предусмотренное в проекте «Стокманн Невский центр», изначально казалось экспертам сомнительным: слишком много неблагоприятных условий. Между тем вам все-таки удалось развеять сомнения петербургских скептиков. Что помогло вам справиться с трудностями?
– Конечно, строительство четырех подземных этажей с заглублением на 15 метров изначально представляло серьезную задачу. Во-первых, слабый петербургский грунт затрудняет работу. Во-вторых, мы строим в самом центре Санкт-Петербурга, рядом с историческими зданиями, станцией метро «Площадь Восстания». С одной стороны, мы хотим обеспечить нашу работу. С другой – сохранить нормальную жизнь наших соседей. Мы постоянно ведем мониторинг состояния фундаментов соседних зданий. В частности, территория нашего объекта примыкает к зданию на Невском проспекте, 112 (дом Яковлевых, вследствие аварийности снят с охраны. – прим. ред.). В процессе выемки грунта на строительной площадке у этого здания были обнаружены незначительные осадки. Наши специалисты укрепляли фундамент соседнего объекта с помощью цементного раствора.
– Какие проблемы возникали при выемке грунта?
– Серьезных проблем у нас не возникало. Технологии выемки грунта мы обсуждали со специалистами петербургских компаний «Геоизол», «Петер-Гиб». Были проблемы с использованием техники. Например, обычный экскаватор использовать для выемки грунта практически нереально: он с трудом спускается в подземную часть. Нас очень удивило то, что в Санкт-Петербурге никто не пользуется конвейером как средством выемки грунта. В результате мы приобрели на местном рынке и конвейер, и мини-оборудование. Эта техника позволила нам справиться с грунтом.
– Как ведется наблюдение за состоянием грунта?
– Для этого мы установили специальные приборы, которые использовали при строительстве в Китае. Благодаря этим приборам мы следим за подвижками грунтовых вод и можем получить первые сигналы деформации фундамента соседних объектов.
– Какие технологии вы использовали в процессе подземного строительства?
– Строительство велось методом «вверх-вниз» (top-down). Сначала устраивалось ограждение котлована и вбивались все сваи, большинство которых состояло из двух частей: железобетонной и стального сердечника. Стальные сердечники играли роль колонн на этапе разработки котлована. Затем бетонировалось перекрытие на уровне поверхности земли, и грунт начали копать под ним. Завершив бетонирование плиты перекрытия и части вертикальных конструкций первого подземного этажа, мы получили возможность возводить надземные конструкции. Далее этапы разработки грунта и устройства перекрытий повторялись с разницей в том, что стены на нижних этажах при строительстве «сверху вниз» не бетонировались.
– Приходилось ли вам сталкиваться с подобными трудностями в Китае?
– Там тоже есть свои проблемы. В Шанхае, например, на качество грунта влияет то, что рядом река Янцзы. Шанхайский грунт тоже не самый удобный для подземного строительства. Поэтому технологии, которые применяем здесь, мы неоднократно использовали при строительстве зданий в Китае.
– У вас есть уверенность в том, что вы завершите работу к 2010 году, как это было установлено изначально?
– Мы рады сообщить вам, что уже залили бетоном последний участок – то есть подземная часть (самая трудная) практически построена. В этом году нам пришлось осваивать самые глубокие участки. Наиболее сложные этапы работы мы победили. Конечно, мы постараемся завершить строительство здания «Стокманн Невский центр» к 2010 году.


РУБРИКА: Паспорт объекта
АВТОР: Марина Голокова