От сноса до выноса
Рынок демонтажа зданий и сооружений сейчас является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. Между тем некоторые аспекты этого бизнеса требуют решения организационно-правовых вопросов.
Чисто технические вопросы по сносу и демонтажу зданий ведущими компаниями решаются вполне успешно. Гораздо больше проблем возникает с утилизацией сопутствующих отходов.
Дело за стимулом
Одним из перспективных сегментов рынка сноса и демонтажа зданий специалисты считают заброшенные объекты промышленного назначения, а также производственные мощности, которые, по логике вещей, следует выводить из черты города. Однако ведущие компании по сносу заждались получения заказов на эти потенциально привлекательные под новую застройку пятна. По их мнению, процесс тормозит отсутствие экономических стимулов у предприятий. Вместо стимулов – скорее, тормоза. Например, владельцам производств, которые решено перенести в область, необходимо покупать землю на общих условиях. И хотя в области земля дешевле, чем в городе, возникает другая проблема: любое предприятие требует колоссального количества электроэнергии, воды, газа. Необходимая инженерная подготовка территории требует не только весьма существенных финансовых затрат, но и соответствующей квалификации исполнителей. Заводы и производства на таких работах, мягко говоря, не специализируются. Кроме этого, специалисты обращают внимание на еще один нюанс: в процессе деятельности любого крупного предприятия образуется огромное количество сточных вод, для нейтрализации которых также потребуется строительство мощных очистных сооружений.
Это волшебное слово –
рециклинг
Еще одним тормозом для развития цивилизованного рынка сноса зданий уже давно признается неблагополучная ситуация с обеспечением рециклинга сопутствующих сносу строительных отходов. Соответствующий закон, который стимулировал бы решение этой проблемы, обсуждается уже не один год. Тем временем в нашем городе проблема вывоза железобетонного лома и боя кирпича решается в частном порядке. В городе существуют компании, которые могут обеспечить переработку бетона, кирпича, древесины, однако не все спешат пользоваться их услугами. Часто переработку бетона можно организовать прямо на месте его образования. Это позволяет получить из него вторичный щебень, имеющий очень обширную область применения. При этом не требуется оплачивать вывоз «строительного мусора», а также завоз щебня для организации строительной площадки. Не говоря уже о вопросе непосредственно выгрузки строительного мусора.
Однако переработка бетона и кирпича на месте демонтажа не всегда возможна, так как для этого требуется большая площадка, удаленная от жилых домов. Для решения проблемы рециклинга строительного мусора сегодня в нашем городе работает несколько площадок, специализирующихся на приемке строительного мусора. Этот мусор перерабатывается во вторичные строительные материалы, которые затем реализуются. Однако организация такой площадки требует значительных денежных затрат. Еще сложнее получить разрешения, согласования и т.д.
Принятие закона о рециклинге помогло бы городу и области не только избавиться от несанкционированных свалок, но и обеспечить строителей дешевыми строительными материалами. К примеру, стоимость вторичного щебня в два раза ниже, чем натурального. При этом он может использоваться при многих работах, где сегодня используется гранитный щебень. Это позволило бы решить сразу несколько острых проблем: дефицит и высокая стоимость материалов. Особенно это актуально сейчас, когда строители вынуждены в условиях финансового кризиса перейти на режим оптимизации расходов, а проще говоря – экономии. Ну а польза для экологии от грамотно организованной переработки мусора актуальна всегда.
МНЕНИЕ
Александр Васильев, генеральный директор компании «Краш-Маш»:
– К лидерам на рынке можно отнести лишь те компании, которые имеют в своем распоряжении современную технику для сноса зданий, а именно экскаваторы, оборудованные стрелами более 18 метров в длину и гидроножницами, которые позволяют проводить сложные работы по демонтажу зданий гораздо быстрее и безопаснее, а значит, дешевле, при этом весь процесс проходит под контролем оператора. Без такой техники компания не может предлагать демонтаж на высоком современном уровне – это касается скорости, качества, безопасности и себестоимости работ. Нельзя назвать эту технику новинкой на нашем рынке, однако из-за ее дороговизны она не очень распространена.
Демонтаж зданий почти всегда является начальным этапом нового строительства. Всем известно, как финансовый кризис отразился на строительной сфере, поэтому сейчас наблюдается спад на рынке демонтажных услуг.
Рециклинг материалов – это крайне важный вопрос при демонтаже зданий и строительстве. Сегодня дробление бетона и кирпича стало крайне популярным. Если 2 года назад никто не был знаком с методикой повторного использования строительных отходов, то сегодня практически все крупные компании широко применяют данную методику. Остро стоит вопрос государственной поддержки процесса. Комитет по строительству Санкт-Петербурга давно разрабатывает нормативную базу по поддержке рециклинга. Надеюсь, что в ближайшее время мы увидим новую систему мер по обращению со строительными отходами. Ведь в западных странах на переработку отправляется не только бетон, кирпич, но также и пластик, битое стекло (в том числе бутылки), дерево и прочее. И уровень рециклинга каждого из материалов достигает 80-90 процентов. Не стоит забывать, что у нас пока бетон и кирпич используются повторно процентов на 30, при этом трудно сказать, какая часть легально, а какая – нет.
Евгений Иванович Чистяков, главный инженер ООО «Стройтранс-13»:
– К сожалению, участники рынка демонтажа вынуждены действовать не в равных условиях, и сейчас, когда мы наблюдаем спад инвестиционной активности, это становится особенно заметно. У нас нет административного ресурса, нет такого количества оборотных средств, чтобы быть соинвестором, но за 6 лет деятельности нам не было стыдно за свою работу. Мы честны с заказчиком.
На стоимость работ влияет не только применение высокотехнологичного оборудования и специальной техники, но и отсутствие достаточного количества баз переработки, полигонов – их удаленность. Последствия «экономии»: проведение работ по сносу без применения специальной техники неквалифицированными специалистами неспециализированных (случайных на рынке сноса) организаций дает в результате появление новых несанкционированных свалок.
Игорь Тупальский, председатель совета директоров холдинговой компании «Ассоциация по сносу зданий»:
– Предпринимателю, который производит строительные отходы, невыгодно размещать их официально на переработку или захоронение, а проще незаконно вывезти куда-нибудь и выбросить. Формально за это могут взыскиваться колоссальные штрафы в сотни миллионов рублей, но выбрасывать отходы на несанкционированные свалки остается самым простым решением. Пригодные для переработки отходы принимают на официальных свалках за символическую плату, а в европейских странах это невыгодно, у них практичнее развивать бизнес по переработке отходов.
Автор: Андрей Мельников (по данным ГК «Ассоциация по сносу зданий», ООО «Базис»), фото предоставлено ООО «Стройтранс-13»