Опираясь на опыт и традиции


09.11.2008 23:00

Принципиальное отличие реставрационных работ от ремонтных заключается в максимальном сохранении подлинных элементов здания одновременно с бережным воссозданием утраченных. Повышенная трудоемкость любой качественной реставрации определяется большой долей ручного труда.

Объемы работ по реставрации фасадов зданий увеличиваются с каждым годом. Но при этом важно, чтобы от количественных показателей не отставало и качество работ.
Эстафета технологий
Ошибки в реставрации стоят дорого. Зачастую на устранение негативных последствий предыдущих восстановительных работ уходит больше сил, средств и времени, чем если бы речь шла о реставрации «первозданного» объекта. Наученные горьким опытом своих предшественников, реставраторы пришли к выводу о недопустимости работы с фасадными красками на ПХВ основе и с цементными растворами, если речь идет о реставрации поверхностей, отделанных известковой или известково-гипсовой штукатуркой. Это чревато образованием трещин, высолов, так как кладка не может «дышать».
Исторически в Санкт-Петербурге при штукатурной отделке применялись растворы на известковом связующем (гидравлической и воздушной извести). Известь получали из сырья с месторождений известняка, находящихся вблизи города (путиловская плита, пудостский известняк, парицкий известняк и др.). Окраска выполнялась известковыми составами различной рецептуры. В качестве пигментов использовались природные земли и смальты. Сегодня всем понятна необходимость выполнения реставрационных работ только теми материалами, которые максимально близки по составу и свойствам к историческим.
Одной из главных проблем для современных реставраторов считается утрата на многих петербургских памятниках архитектуры качественного штукатурного слоя. Не столько по причине естественного обветшания, сколько в результате многочисленных инородных наслоений.
На сегодняшний день для использования лакокрасочных материалов на объектах культурного наследия необходимо согласование с Государственной инспекцией по охране памятников. Разрешение на использование материалов выдается только после получения успешных результатов предварительных испытания. При этом оговаривается конкретная область их возможного применения.
ИтальЯнскаЯ школа
Наиболее целесообразным для реставрации фасадов зданий, находящихся под охраной КГИОП, признается использование материалов на известковой основе. Известь не только хорошо совместима с историческими фасадами, но и обладает весьма большим сроком службы. Кстати, выбор в ее пользу – один из принципов, присущих и итальянской школе реставрации, которая признается петербургскими специалистами наиболее близкой к нашим традициям в этой области.
Среди рекомендованных к использованию на объектах реставрации в Санкт-Петербурге (для окраски минеральных поверхностей, например, минеральных штукатурок, а также поверхностей, ранее окрашенных известковой, цементной или силикатной краской) наиболее широко используются силикатные краски. Они сцепляются с основанием с помощью двухступенчатой химической реакции. На первой стадии связующее (жидкое калийное стекло) реагирует с двуокисью углерода в воздухе, образуя силикагель. На второй стадии силикагель посредством химической реакции сцепляется с каменным основанием. Для выравнивания впитывающей способности основания под силикатную краску применяют силикатную грунтовку также на основе жидкого калийного стекла. Незначительное количество полимера (менее 5%) обеспечивает им стойкость при хранении и возможность применения в однокомпонентном варианте.
Для реставрации красочного слоя применяются и другие составы на минеральных вяжущих и связующих. К разрешенным КГИОП типам краски для использования на объектах реставрации относятся фасадные силиконовые краски на водной основе, которые можно использовать в случаях неполного удаления старого окрасочного покрытия. Для восстановления штукатурного основания широко используются составы с высоким содержанием извести. Таким образом достигается совместимость исторических и реставрационных материалов.

Автор: Андрей Мельников (по данным «Акме Дек», «Топаз Плюс», Союза реставраторов Санкт-Петербурга)


РУБРИКА: Технологии и материалы