Спасет от пробок лишь ЗСД?
Третью неделю кряду движение на магистралях северной и северо-западной частей Санкт-Петербурга парализовано километровыми пробками.
Основные направления движения здесь наглухо «закупорены» – скорость движения транспортного потока практически не превышает 15 км/ч, а в часы пик – едва ли не вдвое меньше. Основная причина очередного транспортного коллапса – ремонт дорожного покрытия на Приморском проспекте – важнейшей магистрали Приморского района Петербурга, проходящей вдоль северного берега Большой Невки в сторону курортной зоны Карельского перешейка. Проспект также связывает центральную и восточную зоны города с районом озера Долгое, Старой Деревней, Новой Деревней, Лахтой и Ленинградской областью на северо-западе.
Приморский проспект, или, как его привыкли называть, «Приморский транспортный узел», вот уже много лет является в прямом и переносном смысле узким местом северо-западной части города. До недавнего времени его проезжая часть, шириной всего в 12 м, являлась притчей во языцех всех автомобилистов, хоть раз проезжавших по этой дороге. Многочасовые заторы, возникающие в основном у железнодорожных постов в створе улицы Оскаленко и переходах в Центральный парк культуры им. Кирова, частые дорожно-транспортные происшествия – таково обычное состояние Приморского проспекта. И чему удивляться, если от нового вантового моста до Ушаковской развязки набережная имеет шесть полос движения, а далее – до Яхтенной и вглубь по направлению к другим улицам – дорога резко сужается. Одним словом, «бутылочное горлышко», мешающее нормальному проезду автомобилей.
В ходе реконструкции магистрали планировалось «разрулить» движение непосредственно в преддверии осени, в дальнейшем продолжая ремонтные работы таким образом, чтобы они в минимальной степени «тормозили» скорость транспортного потока. Однако на дворе сентябрь, а движение на Приморском и прилегающих к нему улицах практически парализовано.
Можно ли было избежать подобной ситуации? Очевидно – да. Прежде всего, по свидетельству специалистов, время для ремонта было выбрано едва ли не самое неудачное. Очень многие горожане вернулись в город из отпусков, и машин на улицах заметно прибавилось. Именно на этот момент и пришелся ремонт Приморского. Во-вторых, на трассу, выбранную в качестве дублера данного направления, улицу Савушкина, из центра практически не попасть. Кроме того, обилие на ней светофоров и недостаточная ширина не позволяют «переварить» нахлынувший поток транспорта.
Увы, в сложившейся ситуации нет ничего необычного. Она была предсказуема, и о ней даже предупреждали, но, увы, со времен Кассандры и по сей день к предсказаниям принято относится скептически, будь то пророчества гадалки или анализ специалистов. Вот «гром» и грянул в очередной раз.
Конечно, определенная часть вины лежит и на проектировщиках застройки всего района. На протяжении последних 10-15 лет именно Приморский развивался, пожалуй, наиболее активно среди прочих районов Северной столицы. Застраивались новые кварталы, причем в основном многоэтажными зданиями. При этом район был определенно изолирован от общегородской транспортной системы. Фактически основным транспортным средством, позволяющим его жителям добираться в центральную часть и южные районы города, был трамвай, с последующей пересадкой на метро «Старая Деревня» или «Черная речка». Способ изрядно затратный по времени и не слишком комфортный. Неудивительно, что подавляющее большинство горожан предпочитает пользоваться личным автотранспортом.
Еще один существенный момент – транзитное направление магистрали в сторону дачных участков, на которые в конце лета особенно часто отправляются многие горожане. Из-за проблем, регулярно возникающих на выезде из города в Осиновой роще, многие выбирают именно Приморское шоссе. То есть нагрузка опять-таки падает на Приморский район.
По свидетельству сотрудников ГИБДД, причина удручающей ситуации, сложившейся в связи с ремонтом основной магистрали северо-запада, также и в неосведомленности многих водителей. Напомним, что в городском законе «Об ограничении или прекращении движения транспортных средств на дорогах в Санкт-Петербурге» ответственность за информирование о временном ограничении или закрытии движения возложена на правительство. При этом в законе отсутствует четкий порядок информирования всех комитетов Смольного. В результате складывается ситуация, при которой подрядчик работ – а на Приморском проспекте работает ГУДСП «Коломяжское» – видимо, не счел нужным сообщить о предстоящих работах в Комитет по транспорту. В результате подобное закрытие оказалось неприятным сюрпризом не только для автомобилистов, но и для некоторых чиновников.
Для обеспечения работы закона в 2006 году Комитет по транспорту даже издал распоряжение 113-Р, которое вроде бы должно помогать «разруливать» тяжелые ситуации. Однако оно не работает именно по причине неинформирования одного комитета другим о проведении очередных дорожных работ.
Проблемы с ремонтом Приморского отчетливо заметны на фоне удачного обеспечения движения в центральной части города во время ремонта Невского проспекта. Там информация о проводящихся работах размещалась на основных центральных магистралях, а водителям, как правило, заблаговременно сообщали о точном времени закрытия определенного участка. Пробки, конечно, были и в этой части города, но упрекнуть в отсутствии информации автомобилисты в данном случае никого не могли.
Напомним, что проект реконструкции Приморского проспекта разрабатывался с 2005 года. За это время он прошел согласование в 32 инстанциях. Официально КБДХ объявил о начале работ первой очереди реконструкции в феврале нынешнего года. Однако, по словам представителя компании Святослава Ломбаса, генерального проектировщика ГУП «Ленгипроинжпроект», к этому времени проект уже изрядно запаздывал – с учетом прогнозируемых темпов роста жилищного строительства и автомобилизации населения, ситуацию с пробками в данном районе удастся решить лишь к 2025 году.
Возможного улучшения ситуации можно ожидать с вводом в строй Западного скоростного диаметра, который, между тем, начали строить «с другой стороны». По свидетельству специалистов, процессу разгрузки Приморского проспекта не помешал бы еще один выезд из города, который также пока находится лишь на чертежах и планах.
Автор: