Подарок к Новому году


03.08.2008 23:00

Едва вернувшись из краткосрочного отпуска, губернатор Валентина Матвиенко принялась активно проводить инспекцию городского хозяйства: в понедельник совершила плановый объезд Пушкинского района, а в субботу осмотрела строящиеся станции метро.

Петербургский метрополитен начал активно строиться буквально пару-тройку лет назад. С активным ростом городского бюджета появилась возможность резко увеличить финансирование, и дело пошло. В этом году в декабре планируется ввести сразу целую линию – Фрунзенскую – состоящую из четырех станций. С осмотра готовности последней станции в цепочке – «Волковской» – и начался плановый субботний объезд.
Подготовились
основательно
Руководство Метростроя подготовилось основательно. Высокой инспекции предъявили монтирующиеся пока еще под открытым небом эскалаторы, отделали часть вестибюля мрамором, чтобы можно было представить, как будет выглядеть станция после ввода в действие, одну из комнат находящегося в процессе строительства офиса обставили мебелью и развесили схемы и графики. Здесь и прошло первое совещание. Вадим Александров, генеральный директор ОАО «Метрострой», рассказал, что протяженность 5-й линии на сегодня 11,3 км. В настоящее время конечная станция «Волковская» находится в стадии отделки. Все горные работы по ней завершены. Строится вестибюль и офисное здание.
Все работы проводятся за счет городского бюджета. Это обстоятельство не понравилось губернатору. Предварительная договоренность была, что вестибюли всех новых станций метрополитена будут строить инвесторы и размещать над ними торговые, развлекательные или бизнес-центры. Здание над вестибюлем метро, уже выросшее на пять этажей, по мнению Валентины Матвиенко, могло быть возведено как раз инвестором – компанией «Адамант», которая по соседству строит торгово-развлекательный комплекс. Однако, как объяснил один из присутствующих руководителей, в этом здании будут располагаться офисные помещения ГУП «Метрополитен Санкт-Петербурга», которые ранее планировалось возвести над станцией «Бухарестская». Но в связи с тем, что в дальнейшем Фрунзенский радиус метро со станциями «Бухарестская» и «Международная» будет строиться открытым способом (надземное метро), было решено офис перенести на станцию «Волковская». Об этом губернатор узнала только по факту, прибыв на совещание, и была возмущена тем обстоятельством, что ее не поставили в известность. В итоге пообещала все затраты на строительство офиса отнести на счет ОАО «Метрострой».
Все хорошо
Впрочем, факт строительства офисного здания – единственное, что не понравилось Валентине Матвиенко. Все остальное было оценено весьма высоко. Прежде всего, она с удовлетворением восприняла сроки сдачи объекта. По словам Вадима Александрова, уже в ноябре по всей линии будут запущены технические поезда, а к 1 декабря объект сдадут метрополитену. Открыть линию предполагается к Новому году. Правда, станцию «Обводный канал» поезда пока будут проезжать мимо, как это много лет делается со станцией «Адмиралтейская». Ее ввод запланирован на 2010 год. Связано это с процессом расселения жилых домов, на месте которых и будет построен вестибюль станции. В настоящее время не расселенной остается только одна квартира, в которой проживает семья из двух человек. Пятнадцать лет назад руководство района выделило им, как очередникам, двухкомнатную квартиру. Но поехал в эту квартиру только один член семьи, двое остались проживать на прежней площади, более того, приватизировали ее. Теперь районные власти судятся с ними. Суд первой инстанции был выигран, однако жильцы-мошенники, не желая сдаваться, подали апелляцию в городской суд. Они требуют, чтобы факт приватизации был признан законным и чтобы на этом основании город выделил им еще одну квартиру. Только после решения городского суда дом может быть освобожден и передан «Метрострою» под снос.
Нижний вестибюль станции «Звенигородская» будет запущен в декабре, но выходить на поверхность пассажирам пока придется через станцию «Пушкинская», так как наклонный вход «Звенигородской» хотя и будет выполнен к этому сроку, запущен может быть не ранее 2009 года, когда построят вестибюль станции. К нему еще не приступали.
Особой гордостью метростроевцев является станция «Спасская», которая расположится в районе Сенной площади и будет исключительно подземным объектом. С этой станции выполнены два перехода – один на «Садовую», второй на «Сенную». Такую сложную конструкцию Метрострой выполнял впервые. Станция «Спасская» войдет в состав 4-й Правобережной линии, а к 5-й Фрунзенской будет относиться станция «Садовая», от которой далее проляжет путь на Театральную площадь.
Наземный транспорт
пойдет по-другому
Ввод новой конечной станции метро тянет за собой перестройку схемы движения наземного пассажирского транспорта. Ведь с вводом «Волковской», как предполагают, жители Фрунзенского района перестанут ездить к станциям метро «Московская» и «Электросила», а потянутся к этой новой станции. Поэтому именно сюда будет подвозить людей автобус 59 маршрута и троллейбус 42 маршрута. Для них предполагается сделать транспортное кольцо. Для этого предстоит отремонтировать все улицы в районе расположения «Волковской». Днепропетровская ул., Волковский пр., Камчатская, Касимовская, Грузинская ул., наб. реки Волковки и др. будут отремонтированы в этом году. Часть улиц, требующих более серьезного ремонта – с перекладкой инженерных сетей, – включат в план следующего года.
Пока шло обсуждение и руководители отчитывались каждый за свой участок, губернатор разглядывала жилой квартал за окном. Естественным стал ее вопрос, как решена проблема с его реконструкцией. О том, что он требует сноса, говорилось еще на предыдущем объезде года полтора назад. Председатель Комитета по строительству Роман Филимонов доложил, что квартал включен в программу реновации территорий. Правда, здесь есть проблема: жителей придется расселять на другие территории, так как данная территория в соответствии с генпланом относится к общественно-деловой зоне. Строительство жилья здесь запрещено санитарными нормами: рядом Волковское кладбище и железная дорога. А потому предполагается жителей переселять в квартал 18, южнее реки Волковки.
Вердикт: квартал снести
за сЧет инвестора
В квартале площадью примерно 8 га – 6200 кв. метров жилой площади, в том числе 2800 кв. метров – частное жилье. По мнению главного по строительству, самым лучшим вариантом было бы расселить квартал за счет города и выставить на торги. Однако Валентина Матвиенко прямым текстом заявила, что расселить за счет города не получится, так как все, что город строит, уже распланировано на очередников, городские жилищные программы, расселение ветхого и аварийного жилья. Она предложила выставить на торги прямо с жильцами, как это и планировалось по закону о реновации, и пусть инвестор расселяет. По мнению чиновника, этот вариант сложно будет провести, так как коммерческим и жилищным строительством занимаются разные компании. И та, что купит данный квартал, может не иметь жилья под расселение. Он предложил провести переговоры с застройщиком 18 квартала ЮРВ и передать квартал ему, тем более что строительство там уже практически завершено. Этот вопрос было решено еще раз обсудить на совещании вице-губернаторов Александра Вахмистрова и Александра Полукеева.
Увидев из окна сильно запущенное здание, губернатор поинтересовалась, кому оно принадлежит и почему находится в таком виде. Оказалось, что это общежитие 16 треста. Валентина Матвиенко потребовала обязать компанию срочно привести хотя бы внешний вид здания в порядок – нехорошо, если у входа на новую современную станцию метро будет стоять такая «развалюха». «Компания-то богатая», – заявила она. «Компания-банкрот», – сообщил Роман Филимонов. Но Олег Виролайнен заметил, что 16 трест купила компания «Система ГАЛС», богатая, мощная организация. Тогда губернатор потребовала, чтобы председатель Комитета по строительству провел с ними переговоры. «Скажите им, – сказала она, – если они не приведут здание в порядок, то мы ко дню сдачи метро сделаем большой баннер, напишем: «Это здание принадлежит «Системе ГАЛС», и тиражируем его в городе. Он повисит месяц, и компания ГАЛС тоже обанкротится».
Губернатор
спустилась в метро
На такой веселой ноте высокое собрание направилось к станции метро «Спортивная», откуда на обычной электричке (правда, в специально освобожденном вагоне) добралось до ст. метро «Адмиралтейская». В настоящее время станция находится в стадии отделки. Губернатору продемонстрировали эскизы будущей станции и часть уже отделанного вестибюля. «Адмиралтейская» – станция морской славы Петербурга – будет выполнена в золотистом цвете, на полу – роза ветров, по стенам – черные колонны (цвет морской формы) с золотыми капителями в верхней части. Между колоннами – медальоны с изображениями главных морских побед России. И нижний и верхний вестибюли планируется выполнить в едином стиле.
Станцию «Адмиралтейская» планируется ввести в строй в 2011 году (в этом же году откроется и станция «Спортивная-2», которая разгрузит «Василеостровскую»), хотя о ее необходимости задумывались еще 40 лет назад. Но за четыре десятка лет так и не смогли определиться, куда же вывести ее из-под земли. В итоге два года назад Валентина Матвиенко приняла решение о выходе станции на пересечение Кирпичного переулка с Малой Морской улицей. Старинное здание, расположенное в этом месте, было разрушено во время войны и восстановлено впоследствии в первоначальном виде, то есть не является в полной мере историческим. В настоящий момент здание практически расселили, все жильцы получили либо ордера, либо компенсацию стоимости своих метров. Остался один собственник, которому принадлежит 200 метров нежилых помещений. В настоящее время КУГИ подобрало ему соответствующую площадь для обмена. Если обмен состоится, то уже в сентябре здание будет передано Метрострою, который приступит к его разборке. В ноябре планируется провести аукцион по продаже этой территории с обязательным условием строительства вестибюля станции метро по уже разработанному проекту и восстановления фасада здания в прежнем виде. Место удобное, и губернатор уверена, что желающих будет много.
Здание изъЯть у арендатора на времЯ… Или навсегда?
Попутно обсудили судьбу здания в Кирпичном переулке, 4, уже не один год стоящего в неприглядном виде. Метрострою оно необходимо для размещения бытовок, ведь в центре со свободным местом туго. Тем более что как раз под ним пойдет наклонный вход на станцию «Адмиралтейская», а значит, здание следует укреплять. Но оказалось, у дома есть арендатор – компания «Колет», которая не испытывает желания расставаться с лакомым куском в самом центре Петербурга. Губернатор велела поставить ультиматум: либо они отказываются от аренды здания на период строительства наклонного входа, а по окончании получают его обратно, либо с ними полностью расторгается договор из-за ненадлежащего содержания государственной собственности. Заместитель председателя КУГИ Олег Ляпустин заверил, что с арендатором удастся договориться и здание будет передано метростроителям.
Подводя итог планового объезда, Валентина Матвиенко сказала: «С учетом тяжелой транспортной ситуации в городе ввод новых станций метро – это одна из самых эффективных мер улучшения транспортного обслуживания населения. Строительство метро – это удовольствие дорогое, с каждым годом оно дорожает, но, тем не менее, город находит возможность увеличивать финансирование. Параллельно мы пытаемся убедить федеральное правительство в необходимости софинансирования хотя бы 50 на 50. В настоящее время оно находится примерно на уровне 20 на 80, в этом году Федерация профинансировала только 9,6 процента всех затрат. Еще раз хочу подчеркнуть, – сказала Валентина Матвиенко, – во всех странах мира такие объекты, как метро, строятся за счет государственных средств. Никогда они не строятся за счет муниципальных, региональных или городских средств. Нигде, ни в одной стране мира нет такой практики. Поэтому мы будем настойчиво добиваться федерального финансирования».
Губернатор отметила, что лично контролирует ситуацию со строительством новых станций и линий метрополитена. «На сегодняшний день работа идет по графику. Проблемы есть, но они носят текущий характер и решаются в рабочем порядке», – подчеркнула г-жа Матвиенко.

Автор: Лилиана Глазова


РУБРИКА: Cобытия и комментарии