Концепция – не догма


27.07.2008 23:00

Участок берега Малой Невы на Петроградской стороне между Тучковым и Биржевым мостами собирались развивать еще в советские времена. Но решение о переносе расположенного там Института прикладной химии и освобождении квартала под застройку было принято только в 2003 году. Что впоследствии появится на одном из самых «вкусных» земельных участков в историческом центре Петербурга – покажет время.

Градостроительным советом была рассмотрена концепция развития территории в границах: проспект Добролюбова, набережная Малой Невы, переулок Талалихина и западная граница площади Академика Лихачева. Этот проект более известен как «Набережная Европы». Его заказчиками выступают ЗАО «ВТБ-Капитал» (управляющая компания) и аффилированное группой ВТБ ООО «Петербург-Сити» (проектная компания), проектной организацией является ООО «Земцов, Кондиайн и партнеры». Доклад делал архитектор Михаил Кондиайн, с рецензией выступил архитектор Владимир Линов.
Два этапа
По словам Михаила Кондиайна, еще в 2006 году на конкурсной основе была создана международная группа из шести компаний, каждая из которых работала над одним из направлений концепции. Кроме того, в разработке участвовали и петербургские консультанты. Привлечение столь мощной команды объясняется просто – речь идет о застройке последнего крупного участка земли в историческом центре Петербурга. Переселение Института прикладной химии (ГИПХ), который занимал это место с 1919 года и одно время сам попытался заняться обустройством набережной, должно завершиться в 2010 году.
В течение первого года шла работа над мастер-планом, потом началась разработка проекта планировки. В качестве основной перед проектировщиками была поставлена задача спроектировать многофункциональный комплекс, который бы включал в себя жилье, престижную гостиницу, торгово-деловой центр и Дворец балета Бориса Эйфмана. При этом квартал в целом и набережная Малой Невы в частности должны стать общедоступными для петербуржцев и гостей города. Более того – «Набережная Европы» задумывается как один из центров притяжения для туристов. Среди остальных стартовых позиций – бережное отношение к историческому наследию, привязка к окружающей застройке, соблюдение в квартале баланса между общественной и частной жизнью.
Работа проходила в два этапа. На первом речь прежде всего шла о продумывании определенных концептуальных моментов. Например – транспортной ситуации, которая возникнет с вводом в строй КАД, ЗСД и морского пассажирского вокзала. «Впоследствии этот квартал окажется в центре весьма развитой транспортной инфраструктуры», – сказал по этому поводу докладчик.
Также участникам группы пришлось учитывать определенные ограничения, которые неизбежно влияли на работу над концепцией. Среди них – необходимость соблюдения высотного регламента (23,5 метра на набережной и 28 метров – внутри квартала), 70-процентный коэффициент застройки, наличие на глубине менее 1,5 метров грунтовых вод и необходимость сохранения 20-метровой водоохранной зоны вдоль Малой Невы.
В окончательном варианте четыре составляющих квартала были расставлены следующим образом: угловой участок возле Биржевого моста отдали отелю, Дворец балета разместили в северном секторе, между ними было предложено построить торгово-деловой центр, жилому же сегменту, состоящему из связанных между собой кварталов с небольшими дворами, полураскрытыми в сторону реки, выделили место на набережной Малой Невы. Жилая застройка должна была иметь плоский, фоновый характер. Столь необходимые подземные и наземные автостоянки предполагается построить под дворами, а на их крышах должны разместиться зеленые насаждения. «Тем самым мы отдаем дань планам создания единой зеленой зоны от Троицкой площади и вплоть до этой территории, которые были заложены еще в первом послевоенном Генеральном плане», – заметил в связи с этим Михаил Кондиайн.
Главные пути для заезда должны быть проложены со стороны переулка Талалихина, при этом как по набережной, так и по пешеходным дорожкам внутри квартала сможет ездить только специальный транспорт.
Главным камнем преткновения стал Дворец балета. Функциональные особенности такого сооружения, в частности, необходимость размещения сценической коробки, продиктовали непременное условие – высота здания должна составлять порядка 40 метров. В связи с этим Михаил Кондиайн попросил у членов Градсовета допустить нарушение высотного регламента.
«Принципиально новым в нашей работе стало тесное сотрудничество на столь ранней стадии одновременно инвесторов, заказчиков и архитекторов», – сказал Михаил Кондиайн.
Второй этап стал своего рода уточняющим. Например, более тщательно прорабатывались оси обзора на Князь-Владимирский и Исаакиевский соборы, а также шпиль Петропавловской крепости и Зимний дворец. В свою очередь, это потребовало изменения конфигурации пешеходных зон.
Что касается инженерной инфраструктуры, то ее главный блок было предложено разместить вдоль переулка Талалихина. Новым в транспортной составляющей стало понимание необходимости разместить на набережной причалы для водных такси.
Самым главным на этой стадии стала рокировка Дворца балета и торгово-делового центра. При этом внутри квартала должна образоваться небольшая площадь.
Конкурс будет потом
Как и доклад Михаила Кондиайна, рецензия Владимира Линова была достаточно подробной. Например, говоря о столь тесном сотрудничестве инвесторов, заказчиков и архитекторов, он назвал такой подход к работе «американским» и единственно верным для данной территории. Что касается формы жилых зданий, то, по его мнению, она была подсказана необходимостью получать от них впоследствии прибыль.
Касаясь градостроительного аспекта, Владимир Линов отметил: «Это очень важный проект. И его застройка вполне традиционна для Петербурга. Да, есть традиция застройки набережных сплошным фронтом зданий. А есть и другая, например, как Университетская набережная, где существует сплошной фронт прерывистой застройки. Так что в данном случае мы имеем дело тоже с петербургской градостроительной традицией, только другой».
Говоря о концепции в целом, рецензент отметил главное в предложенном варианте – объемно-пространственное решение. И здесь немаловажно, что нет ясности со стабильностью предложенного варианта. «Из показанного авторами видеоряда мы видим лишь ряд болванок, но никак не архитектурные решения. Понимаю, что сейчас о них говорить еще рано, они появятся на более поздней стадии», – сказал Владимир Линев. Кроме того, он высказал сомнения, что купол Дворца балета не будет виден с Биржевого и Дворцового мостов.
Примерно в этом же ключе выступали и члены Градсовета. Они высказали опасения, что уже в ходе разработки проекта планировки предложенная им концепция подвергнется серьезным изменениям. Соответственно, что же им следует согласовывать, когда даже не ясно, будет ли эта территория застраиваться целиком или по частям? «А вдруг в дальнейшем какому-нибудь умнику придет в голову передвинуть Дворец балета на набережную? И как мы сможем ему помешать?» – спросил один из архитекторов.
В свою очередь, вице-президент, управляющий директор ВТБ Александр Ольховский сказал, что архитектурный конкурс по проекту «Набережная Европы» состоится в обязательном порядке, причем по Дворцу балета – в отдельности. Для его проведения и нужен мастер-план. А главное, что дала нынешняя концепция, – понимание того, что вообще можно сделать с этой территорией. И это – с учетом того, что земля является федеральной собственностью, что в инвестиционных условиях четко указана обязательность проведения рекультивации, строительства Театра балета и последующей передачи части построенного жилья в собственность РФ. «Только на проведение подготовительных работ инвестору придется затратить порядка $ 300 млн», – сказал топ-менеджер.
В целом обсуждение получилось достаточно острым. «Этот участок принадлежит вечности. Может, здесь нужно построить не жилье и бизнес-центр, а лучшую в Петербурге школу или другие общественно полезные здания?.. Такой вариант нельзя сравнивать с Университетской набережной. Там мы имеем стоящие в ряд отдельные дворцы, а здесь – типовые дома… В случае с «Набережной Европы» мы должны получить новое представление водного пространства, о сплошной зоне рекреации… Этот район абсолютно не годится для строительства жилья. Он всегда был общественной зоной. Стадион «Петровский», Дворец спорта «Юбилейный» – этот ряд нужно продолжить. Может, нужно построить новый стадион именно там, а не на Крестовском острове? А эта концепция хороша для левого берега Невы выше Володарского моста…». При этом практически все выступающие отметили грамотную и профессиональную работу авторов концепции.
Итог дискуссии подвел председатель КГА Александр Викторов. «Считаю, что представленную нам аналитическую работу следует одобрить. Но самый главный вывод – мы столкнулись с нетрадиционной ситуацией, которую предложил бизнес, и приобрели важный опыт. А еще – получили задание для проведения конкурса. Теперь очень важно его тщательно подготовить. Думаю, что он станет очень интересным, ведь таких значимых участков уже не осталось не только в Петербурге, но и в других крупных европейских городах», – сказал главный архитектор города.


Автор: Аркадий Орлов


РУБРИКА: Градостроительство