Область связи
Спрос на услуги телефонии и выделенного доступа в Интернет со стороны жителей Ленинградской области постоянно растет. Актуальность расширения зоны покрытия и спектра подобных услуг признается как местными операторами телекоммуникационного сервиса, так и ведущими петербургскими компаниями.
В ближайших пригородах Санкт-Петербурга накал конкурентной борьбы весьма высок, но по мере удаления от городской черты активность операторов снижается, хотя потребители остро нуждаются в их услугах.
Потенциал спроса
Стоит пересечь КАД, как тут же начинает сказываться «рыхлость» и техническое отставание инфраструктуры от городских стандартов. При этом стоимость телекоммуникационных услуг заметно выше средних по Санкт-Петербургу. Динамичный рост спроса на Интернет и телефонию в Ленинградской области специалисты объясняют влиянием ряда факторов.
Во-первых, сказывается весьма благоприятный инвестиционный климат, обеспечивающий постоянное развитие промышленного сектора. Строятся новые предприятия, логистические центры, модернизируются и возрождаются некогда простаивавшие заводы, расширяются существующие промышленные зоны. Для развития бизнеса и производства необходимы современные технологии связи и программное обеспечение. Также весьма активно стимулирует спрос на телефонию и Интернет интенсивное строительство жилого фонда.
Весьма существенная емкость рынка ближайших пригородов, не говоря уже о прериях Ленобласти, а также острая востребованность населения в современных телекоммуникационных услугах стимулирует операторов и провайдеров к активному строительству сетевой инфраструктуры. При этом растет не только число потенциальных пользователей, но и уровень их запросов к спектру и качеству телекоммуникационных услуг. Между тем мощности локальных АТС не способны в полной мере удовлетворить потребности населения Ленинградской области.
Прежде всего сказывается ограниченность номерной емкости и связанные с этим трудности в обеспечении услугами телефонии жителей новостроек или коттеджных поселков. В такой ситуации появление альтернативных операторов связи, способных обеспечить процесс телефонизации в Ленобласти, является предсказуемым. Кроме того, запросы и ожидания потенциальных абонентов сводятся не только к получению телефонного номера. Необходимы и высокоскоростные каналы доступа в сеть Интернет, видеонаблюдение, цифровое телевидение и многие другие сервисы.
В такой ситуации хорошие перспективы появляются у альтернативных операторов связи, способных обеспечить процесс телефонизации в области. При этом постоянно растущий спрос заставляет концентрировать усилия не на точечных объектах, а подходить к решению задач комплексно.
Дело за окупаемостью
По мнению специалистов, при принятии решения о строительстве сети в том или ином населенном пункте необходимо учитывать целый ряд факторов. При этом размер населенного пункта стоит далеко не на первом месте. Важен скорее не размер пункта, а удаленность от остальных поселений, а также удаленность от уже существующих сетей того или иного оператора.
Например, если сеть проходит в 500 метрах от пункта, пусть даже совсем небольшого, решение «дотянуть» сеть до него расценивается обычно как целесообразное. Кроме удаленности, важным фактором также считается перспектива развития конкретного населенного пункта. Если это деревня, из которой народ постепенно перебирается в город, то такой проект имеет мало шансов на реализацию. Если же сам по себе населенный пункт маленький, но в нем происходит активное строительство, его инвестиционная привлекательность возрастает.
В конечном счете решающим фактором для начала реализации проекта считается его приемлемая окупаемость. Важным моментом также является само качество, в котором телекоммуникационная компания собирается присутствовать в населенном пункте. Если в качестве провайдера домашних сетей, то – «размер» населенного пункта, а если еще точнее – количество прогнозируемых подключений должно быть сопоставимо с уровнем издержек от реализации данного проекта. Если же оператор в населенном пункте собирается подключать промышленную зону или коммерческий объект, то «размер» населенного пункта будет его интересовать в качестве потенциального развития на перспективу.
Специалисты отмечают, что хотя проблемы при выходе на областной рынок не сильно отличаются от тех, которые возникают при осуществлении проектов в городе, есть, как минимум, парочка нюансов. Так, основную трудность составляет техническая реализация строительства сети с учетом отсутствия или слабой развитости инфраструктуры (канализация, электросети и т.д.) Также часто сложности возникают на этапе согласования работ с учетом многочисленных собственников земли. К тому же права владения часто оказываются непрозрачными, и иногда трудным является не само согласование, а поиск владельца.
Срок окупаемости инвестированных средств зависит от того, каким конкретно сегментом услуг оператор планирует заниматься в первую очередь, а какие услуги будут представлены лишь в перспективе, а также от тактики развития оператора в данном регионе. В среднем срок окупаемости может занимать от одного до 3–5 лет. Для сравнения, в городе срок окупаемости укладывается в отрезок от 1 до 3 лет. Параметр окупаемости того или иного проекта, а также выхода оператора на рынок Ленобласти в целом, рекомендуется оценивать на самом начальном этапе проекта. После подробного анализа своих технических возможностей и разработки детального плана строительства сети в том или ином регионе, компания корректирует и уточняет свои шаги. В конечном счете, для плодотворной работы крупного оператора в Ленобласти необходимо обеспечить не просто частые точечные подключения, как это происходит в большинстве случаев на данный момент. Предпосылкой успеха может стать лишь разработка четкой стратегии развития широкого спектра сервисов для удовлетворения существующего спроса на телекоммуникационные услуги.
Автор: Андрей Мельников (по данным компании «ВестКолл»)