Богатство Петербурга мостами прирастать будет


06.07.2008 23:00

На минувшей неделе в Санкт-Петербурге прошел V Международный форум «Мир мостов-2008».

Мероприятие, организаторами которого являются Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству городского правительства, Ассоциация предприятий дорожно-мостового комплекса северной столицы (Дормост) и ВО «РЕСТЭК» проходит с 2004 года. Пятый год подряд профессионалы из разных стран обсуждают в городе на Неве новые проекты, технологии и материалы, проблемы эксплуатации мостов.
Традиционно один из дней в программе форума заняла техническая экскурсия. В первый день работы форума состоялась поездка на строительную площадку ОАО «Мостоотряд №19» – генерального подрядчика строительства Западного скоростного диаметра, а также на различные объекты Западного скоростного диаметра.
В ходе экскурсии мостостроители наглядно продемонстрировали гостям форума и представителям СМИ как должна строиться современная автодорога, проходящая на всем своем протяжении по эстакаде, рассказали о перспективах возведения ЗСД, в рамках частно-государственного партнерства и значимости реализации данного проекта для Санкт-Петербурга.
Новая трасса, проходя с юга на север города, соединит кольцевую автодорогу с портом, островами Невской дельты и с автотрассой «Скандинавия». В ее составе будет три внеклассных моста, 12 новых транспортных развязок. Общая длина магистрали составит 45,2 км, включая развязки, мосты, а также 15,7 км эстакад и тоннель протяженностью 0,4 км.
На следующий день состоялось пленарное заседание и сессии, на которых специалисты рассказали о новых технологических решениях и самых последних разработках в области проектирования, строительства, реконструкции и ремонта искусственных сооружений.
Участники единодушно констатировали, что долгое время новые мосты в городе на Неве вообще не строились, и пропускная способность транспортной инфраструктуры Петербурга, во многом зависящая от состояния и наличия переправ, исчерпана. Жизнь требует создания мощного транспортного комплекса и разветвленной дорожно-транспортной инфраструктуры, чтобы преодолеть нынешнюю плачевную транспортную ситуацию. Поэтому столь важна принятая недавно, впервые за всю историю города, концепция развития мостового хозяйства.
Проанализировав интенсивность движения, с учетом ввода ЗСД и новой пропускной способности Благовещенского моста, эксперты отметили, что среднегодовая суточная интенсивность движения по основным связям западной части Васильевского острова с центром на 2012 год составит более 27 тыс. автомобилей. Нагрузка на ЗСД составит 95 300 автомобилей, на Благовещенский мост – 49 600 автомобилей. «При исключении этого моста мы видим значительное увеличение нагрузки – до 58 800 автомобилей – на Благовещенский мост, до 99 тысяч – на Западный скоростной диаметр».
По оценкам специалистов, если не будут введены в строй новые переправы, в частности, новый мост через Большую Неву в створе 22-23 линий, то к 2026 году 37-метровый Благовещенский мост и 8-полосный Западный скоростной диаметр будут уже не в состоянии справиться с транспортным потоком.
По свидетельству проектировщиков, при разработке проектных решений новой переправы была выполнена транспортно-экономическая оценка территории тяготения моста. Прослеживая динамику численности населения и мест приложения труда в зонах градостроительных преобразований, эксперты отметили, что значительный прирост населения и увеличение рабочих мест будет наблюдаться в районе Ново-Адмиралтейского, Матисова островов, на Васильевском острове – в районе Кожевенной линии, Уральской улицы, Морского вокзала, на намывных территориях для образования Морского фасада.
Новый мост, в створе 22-й и 23-й линий Васильевского острова, скорее всего, будет разводным, сообщила в своем выступлении заместитель технического директора по проектированию ЗАО «Институт «Стройпроект» Татьяна Кузнецова. «Разводные мосты – более привычное и правильное решение для Петербурга», – отметила она, продемонстрировав участникам форума первые рабочие эскизы.
«Строительный Еженедельник» уже сообщал о грандиозном проекте строительства моста в створе 22-й и 23-й линий, который разрабатывает «Стройпроект». Новая переправа должна соединить Васильевский остров с Адмиралтейским районом. Это первый после долгого перерыва проект строительства моста через главную водную магистраль города – Неву. Его длина, по расчетам проектировщиков, должна составить 130 метров, высота – 14 метров, длина пролетов – 50 метров. В основу технического решения будут заложены расчеты по транспортному потоку с учетом перспективы на десятилетия.
Существенно осложняет проектирование наличие плотной исторической промышленной и жилой застройки по обоим берегам в районе строительства. Однако Татьяна Кузнецова предположила, что со строительства этого моста начнется архитектурное преобразование портовой части города. «Проект строительства моста, который разрабатывает наш институт, должен характеризовать Санкт-Петербург, как портовый город. Архитектурное решение должно быть связано с философией этого участка Невы – отсюда в порт входят суда, это должны быть ворота в город», – подчеркнула Татьяна Кузнецова, пообещав через год рассказать о проекте больше, а через 5 лет провести экскурсию по новому мосту.
Всего же до 2015 года в Санкт-Петербурге планируется ввести шесть новых переправ через Неву. Помимо Вантового моста в составе Западного скоростного диаметра, и моста в створе 22-23 линии Васильевского острова, предполагается строительство моста в створе Арсенальной улицы, тоннеля под Невой в створе Орловской улицы и Пискаревского проспекта, переправы в створе улицы Зольная – Фаянсовая, а также моста в створе Большого Смоленского проспекта – улицы Коллонтай.
Реконструкции подлежат: Дворцовый мост, Тучков мост, Лазаревский и Большой Петровский мосты (через Малую Невку), мост Третий Елагин (через Большую Невку).
В капитальном ремонте нуждаются 159 переправ. Среди них: Аничков мост, Синий мост, Зеленый, Мало-Калинкин, Банковский и другие мосты.
Всего же сегодня в Петербурге насчитывается 403 мостовых сооружения, в том числе 20 больших мостов через Неву и ее притоки, 177 средних мостов и 206 малых. Многие из них находятся в неудовлетворительном состоянии.
По словам заместителя генерального директора ОАО «Мостострой 6» Серея Чижова, сегодняшний этап планового развития городской инфраструктуры требует новых разработок и технологий. В частности, он предположил, что силами научных подразделений таких концернов, как «Северстальтранс», успешно могут быть осуществлены актуальные для развития отечественного мостостроения разработки в области антикоррозийных материалов. Так что оптимальной перспективой для петербургского мостостроения в условиях глобализации экономики и расширения международного сотрудничества, по мнению Сергея Чижова, должен стать ориентир на отечественный потенциал отрасли, наряду с изучением опыта реализации лучших мировых проектов. Отметив в качестве особенностей мостостроения на Западе высокую конкуренцию на уровне потребительских требований и развитость рынка подрядных организаций, заместитель генерального директора ОАО «Мостострой 6»констатировал необходимость системных изменений в области технического регулирования и развития нормативной базы мостостроения в России.
Профессор кафедры «Мосты» Петербургского государственного университета путей сообщения, которая отпраздновала недавно 125-летие, Георгий Богданов в своем докладе на форуме уделил особое внимание проблеме сохранения исторического облика мостов в Санкт-Петербурге, «городе-музее мостов». По его словам, сегодня реконструкция и ремонт многих исторических мостов осуществляется на основе совмещения реставрационных работ с усовершенствованием конструкций и заменой оборудования. За достаточно короткое время, с конца 90-х годов, таким образом были обновлены чугунные Театральный и Малый Конюшенный мосты, позднее – небольшие Демидов, Певческий, Старо-Никольский и Малый Калинкин мосты. Масштабные реставрационные работы и работы по реконструкции преобразили Большеохтинский, Александра Невского и Троицкий. Не менее глобальная реконструкция моста Лейтената Шмидта вернула ему исторический облик. В настоящий момент разрабатывается проект создания убранства Дворцового моста. Проект, по которому возводился Дворцовый мост, остался незавершенным, и доработка его растянулась на столетие, закончившись в 1979 году.
В ходе специальной сессии, посвященной обзору текущих тенденций и планов на будущее, был представлен ретроспективный анализ развития российского и петербургского мостостроения. Отдав дань каменным и чугунным мостам 18 и 19 веков, мостостроители отметили и достижения советского времени, в том числе периода наработки типовых конструктивных решений и массового применения мостостроении железобетона. Несмотря на тот факт, что инженерия путей сообщения оказалась одной из наиболее подготовленных отраслей к началу ВОВ, индустриализация мостостроения по-настоящему началась в России в 70-х годах прошлого века. К числу ведущих достижений последнего времени мостостроители относят разработки высокопрочных бетонов.
Кстати, выяснилось, что причиной дефектов асфальтобетонного покрытия на искусственных сооружениях кольцевой автомобильной дороги является несовершенство нормативно-технической базы. К такому выводу пришли в результате исследования по заказу подрядчиков дорожных работ на КАД специалисты ЗАО «Институт «Стпройпроект». Как сообщил главный специалист института Николай Беляев, ни аномальная температура, ни качество дорожных работ, ни качество асфальтобетона не является непосредственной причиной преждевременной деформации. Поток транспорта по 4-полосной КАД в настоящий момент вдвое превышает заложенные в проект расчеты. «Отсюда вывод – необходимо повышать показатели износоустойчивости асфальтобетона. Их можно повысить в 2-2,5 раза», – констатировал Николай Беляев. По его словам, действующая нормативно-техническая база не учитывает проблемы превышения проектных мощностей и вообще не обязывает включать в проектные разработки характеристики асфальтобетона.


Автор: Вениамин Оттоманский


РУБРИКА: Тенденции и прогнозы