Месяц на раздумья
Избранные члены архитектурного сообщества приняли решение по новому зданию биржи на Васильевском острове – его высота будет немного понижена, а цвет станет светлым. Через месяц автор проекта должен представить варианты изменений.
Белый зал Комитета по градостроительству и архитектуре был набит битком. Здесь собрались все члены Градсовета, а также многочисленные журналисты. Вел заседание председатель КГА Александр Викторов. И уже в самом начале он напомнил коллегам, что перед ними стоит главная задача – исключить негативное влияние комплекса объектов капитального строительства – здания биржи на 26-й линии и жилого дома «Финансист» на 27-й линии – на панораму стрелки Васильевского острова. При этом главный архитектор попросил найти не просто оптимальное, но и в высшей степени четкое и профессиональное решение.
На перекрестке мнений
Сначала выступил автор проекта здания биржи Дмитрий Ловкачев. Он предложил четыре варианта устранения обнаруженных недостатков. При некоторых различиях главное в них было одно – высота здания понижалась до отметки 62,4 метра. «Ниже сносить нельзя. Все инженерные коммуникации жестко связаны с монолитным каркасом. Если убрать больше четырех метров, тогда уж легче снести все здание», – сказал архитектор.
Затем выступил проектировщик здания «Финансист» Евгений Герасимов. Его доклад длился считанные минуты – мол, все рекомендации Градсовета по этому объекту выполнены. Ему даже вопросов не задавали – все понимали, что во всех смыслах на первых план вышло здание Биржи.
Рецензент Вячеслав Ухов признался, что ситуация сложилась крайне странная. «В Петербурге есть еще несколько зданий, которые так или иначе «выскочили» за высотный регламент. Но им «повезло» – они постоянно освещены солнцем, и поэтому их силуэты выглядят размытыми. А Биржа с «Финансистом» выглядят этакими темными контрастными пятнами. Но что с ними делать, я не знаю», – честно признался архитектор.
Далее начался коллективный поиск истины. В дебатах приняли участие около 30 специалистов градостроительного дела. Вскоре выяснилось, что к консенсусу прийти будет очень сложно. Слишком уж разные позиции были у членов Градсовета. Тем более что и в выражениях многие из них особо не стеснялись. Вот только несколько самых ярких цитат.
Юрий Курбатов: «Основная ошибка – на площади перед ДК Кирова теперь создана иная архитектурная среда». Святослав Гайкович: «Надо надстроить биржу и тем самым решить все вопросы! Шутка… Заметьте, какой общественный резонанс вызвало пятиметровое нарушение высотного регламента вне исторического центра города. Это – тучка. Представляете, какая разразится гроза, когда появится 350-метровое «нарушение»… Михаил Мамошин: «То, что сделано, – это не Петербург. Предлагаю от отметки 48 метров убрать стекло и установить ряд колонн для инженерных сооружений. Получится вариант «хай-тек». Петр Юшканцев: «Нужно провести товарищеский рисовальный конкурс по верхушке здания. Может, придется даже и достроить чуть-чуть, лишь бы убрать ощущение давящей массы». Юрий Митюрев: «Силуэт Петербурга дают купола, шпили и мачты кораблей. Предлагаю всю инженерию собрать в одном месте и надстроить стеклянный купол». Дмитрий Григорьев: «Если здание и «торчит», оно является следом нашего времени, и пускай торчит». Сергей Бобылев: «Главное достояние Петербурга – стрелка Васильевского острова, старое здание Биржи, Ростральные колонны. И вот над ними нависла темная туча. Предлагаю понизить высоту здания на 15-18 метров». Владимир Гольман: «Архитектурное сообщество втягивают в политические игры. А ведь именно вы фактически построили новый Петербург, возвели все, что находится вне исторического центра. Профессионально судить архитекторов должны только профессионалы. Что касается нового здания Биржи, то сносить ничего не надо, нужно просто хорошо поработать с крышей».
В ходе горячей дискуссии порой эмоции выплескивались через край. Так, академик Татьяна Славина в ответ на одну из реплик Юрия Курбатова бросила: «Если бы я была мужчиной, я бы вызвала вас на дуэль». Такие вот дела…
Волевым порядком
Единственное на тот момент коллективное мнение высказал архитектор Владимир Попов: «Многие туристы прибывают в Петербург с Английской набережной. Теперь первое, что они увидят – этот ужас. Но что с ним делать? Предлагаю никакого решения не принимать. Да оно и не может быть принято, вы это сами видите. Нет общей позиции, да и кто возьмется ее сформулировать? Так что главное – не делать таких ошибок впредь». Однако такой человек не мог не найтись. Естественно, им стал Александр Викторов. «Не принимать никакого решения – это проще всего. Но тогда зачем мы сегодня собирались? И что мы скажем горожанам? Мы не имеем права ждать, когда здание «приживется» или «замылит глаз». Наше беспрецедентное решение должно стать хорошим уроком, все участники процесса обязаны сознавать свою ответственность перед нашим городом. Поэтому предлагаю такой вариант решения Градсовета: через 2-3 недели… («Можно через четыре?» – спросил Дмитрий Ловкачев.) …Хорошо, через месяц автор проекта должен представить окончательный вариант корректировки проекта, включающий понижение основной части здания Биржи от базовой отметки 48 метров. Должен быть разработан силуэт технических этажей с исключением «дуги», а также декор фасадов должен быть выполнен в более светлом стекле».
Никто спорить не стал. В том числе и генеральный директор биржи «Санкт-Петербург» Виктор Николаев, по словам которого, «что считается нарушением – эти самые 3,68 метра – то и снесем. Причем за свой счет».
Автор: Аркадий Орлов