Научный подход
Оборотной стороной инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга в последнее время становится все более активное вмешательство новой «архитектуры» в историческую застройку города.
Многие памятники зодчества, находящиеся в ветхом состоянии, нуждаются в реставрации, но инвесторам выгоднее вариант реконструкции с дальнейшим приспособлением под свои коммерческие нужды.
Методики проектирования при реставрации имеют свои особенности, принципиально отличающиеся от варианта нового строительства или реконструкции.
Синтез знаний
В основе реставрационного проектирования лежит не безудержная творческая фантазия, а деликатное научное исследование. Творчество в деятельности архитектора-реставратора должно представлять собой гармоничный синтез разносторонней исследовательской работы. Поэтому реставрационное проектирование по сути является работой научно-проектной.
Архитектор-реставратор выступает не столько как проектант, сколько как научный руководитель реставрации. Реставрационный проект неотделим от всего комплекса научно-проектной документации. Обязательной составной частью проекта специалисты называют обоснование научно-проектных решений. Без этого невозможно составить сколько-нибудь верное представление о существе и тем более о целесообразности предлагаемой реставрации.
По своему объему материалы исследований и научные обоснования нередко превосходят собственно проектные материалы. Реставрационный проект, как и всякий проект вообще, подразумевает определенную программу действий. Но если в обычном архитектурном проекте эта программа бывает представлена в основном в виде конечного результата, то проект реставрации хотя и содержит необходимые данные о предполагаемом виде памятника после проведения реставрационных работ, в значительно большей мере акцентирует внимание на том, что и как предстоит сделать.
Поскольку проект реставрации базируется на исследованиях, которые дают все новую пищу для специалистов, то окончательная разработка проекта во всех деталях до начала реставрации по сути невозможна. Поэтому необходимым этапом работ становится эскизный проект реставрации. Именно он позволяет заблаговременно провести широкое обсуждение авторских предложений и вынести взвешенное коллективное решение о судьбе памятника.
В эскизном проекте реставрации должны быть поставлены и разрешены все основные методические вопросы предлагаемой реставрации, определено отношение к позднейшим наслоениям, установлены меры и характер реставрационных дополнений, учтена связь с приспособлением к новому использованию. С выпуском и утверждением эскизного проекта проектирование не заканчивается, продолжаясь параллельно ведению реставрационных работ. За эскизным следует рабочий проект реставрации. Комплект рабочих чертежей призван дать всю необходимую информацию о предлагаемых работах на памятнике. Специалисты отмечают, что проектирование в данном случае не только предваряет реставрацию, но и сопутствует ей. Важной стадией работ является составление суммарного научного отчета о проведенной реставрации, подводящего итоги всему объему исследования и отражающему реально выполненные работы.
Правила приспособлениЯ
Если речь идет не о музее, а об объекте, которому инвесторами уготованы некоторые современные коммерчески-деловые или представительские функции, одновременно с проектом реставрации памятника разрабатывается и проект его приспособления к ним. В него входит прежде всего общее архитектурно-планировочное решение, в котором в соответствии с особенностями памятника, планировочной структурой, наличием ценного убранства интерьера, а также с учетом функциональных требований определяется назначение отдельных помещений.
Также, если это необходимо для эксплуатации и не приводит к существенным искажениям памятника, намечаются места новых перегородок, лестниц, санузлов, помещений, связанных с техническим обслуживанием зданий. Принципиально, что предпочтения в работе должны отдаваться не формальному соблюдению нормативам, а требованиям сохранности структуры памятника и его ценных интерьеров. Пробивка новых проемов для целей приспособления, как правило, исключается. Лишь в особых случаях, когда это совершенно необходимо для жизнедеятельности размещаемого в памятнике учреждения и когда памятник не обладает большой древностью и археологической ценностью, в порядке исключения допускается пробивка стен второстепенных помещений, лишенных художественного убранства, с разрешения государственных органов охраны памятников.
В случае необходимости приближения планировочной структуры памятника к современным требованиям риск нарушения конструкций памятника должен быть сведен к минимуму. Помимо общего планировочного решения в проект приспособления входят чертежи всех элементов, вносимых в памятник для возможности его использования по новому назначению, таких, как лестницы (если они проектируются не в порядке реставрации), тамбуры, остекленные перегородки, встроенное оборудование.
В ряде случаев объектом специальных проектных разработок могут быть радиаторные решетки, осветительная арматура, дополнительные средства обеспечения пожарной безопасности и т.д. Весьма важной составляющей проекта приспособления выступает проект инженерно-технического оборудования здания. Оно необходимого не только для его нового использования, но и для создания оптимальных условий сохранения объекта в целом. Проектирование инженерных сетей в памятниках архитектуры обладает значительной спецификой и требует учета всех особенностей сооружения. Без участия автора проекта реставрации тут тоже не обойтись.
Автор: Андрей Мельников (по данным «Арт Кон»)