Берег левый, берег правый
Мосты всегда по праву считались одними из наиболее сложных инженерных сооружений, в которых в полной мере воплощаются достижения науки и техники.
Технологии современного мостостроения не стоят на месте – спектр их весьма велик. Вместе с тем, в зависимости от особенностей местности и функционального назначения переправы, важно выбрать оптимальное решение.
Разнообразие архитектурно-проектных подходов соизмеряется с выбором материала строительства и технологий возведения мостов и путепроводов.
Ассортимент решений
Исходя из разнообразия решаемых задач мостостроители могут применять те или иные технологии при воплощении задуманного. Например, при строительстве мостовых сооружений на реках или в стесненных условиях городской застройки и коммуникаций применяется технология надвижки пролетных строений. Конструкции пролетных строений предварительно собираются на стапеле, располагаемом в удобном для строительства месте. Темпы монтажных работ достигают 1500 тонн металлоконструкций в месяц.
Работы по данной технологии требуют наличия современного оборудования: это грузоподъемное и сварочное оборудование для сборки конструкций на стапеле; толкающие устройства различной конструкции (с использованием, в том числе, домкратов с ходом поршня два метра и грузоподъемностью 1000 тс. Также потребуются балансирные устройства с антифрикционным покрытием для надвижки конструкции по полимерным материалам (коэффициент трения при этом 2-4 процента); аванбеки, приемные консоли и устройства выбора прогибов.
Для установки пролетного строения на опорные части используются специальные домкратные комплексы. При монтаже пролетных строений больших мостов достаточно широко применяется технология монтажа пролетных строений с использованием плавучих систем. Данная технология, например, удобна при капитальных ремонтах мостов, так как подготовительные работы и сборка конструкций не требуют закрытия проезда. В качестве плавсредств используются плашкоуты из понтонов или барж большой грузоподъемности (1000 тонн, 3000 тонн), на которых оборудуются временные опоры. Для обустройства и функционирования плавсистем применяется такое технологическое оборудование, как насосы, трубопроводы балластировочной сети, лебедки и т.п. Популярностью пользуется и сооружение стальных пролетных строений вантовых мостов. Для их монтажа могут использоваться различные технологии: навесной или полунавесной методы, продольная надвижка.
«Изюминкой» технологии выступает установка и регулирование системы вантов, которые формируются из стальных семипроволочных канатов в защитных оболочках. Метод консольного монтажа (без сплошных подмостей) при навесной, уравновешенной навесной и полунавесной сборке пролетного строения позволяет сократить объемы вспомогательных конструкций. Это актуально, если необходимо обеспечить проход собираемых пролетных строений над существующими зданиями, дорогами и коммуникациями. Для монтажа пролетных строений в навес как поэлементно, так и укрупненными блоками применяются краны на спецшасси и гусеничные краны грузоподъемностью до 400 тонн (с возможностью поднять элемент на высоту до 130 метров); деррик-краны, устанавливаемые непосредственно на монтируемое пролетное строение, и плавучие краны.
НапрЯженнаЯ работа
При сооружении монолитных предварительно напряженных пролетных строений применяются технологии бетонирования на месте на сплошных подмостях, бетонирования отдельными секциями в стационарной опалубке с последующей сдвижкой изготовленного участка (метод цикличной продольной надвижки), а также посекционное навесное бетонирование на перемещаемых подмостях. При этом объем необходимых работ включает в себя установку несущих подмостей (инвентарных, индивидуального изготовления); устройство опалубки из инвентарных и индивидуальных конструкций; формирование и установку пучков из стальных преднапрягаемых канатов, монтаж необходимых элементов предварительного напряжения и натяжение пучков; армирование и бетонирование конструкции пролетного строения различных сечений.
При использовании технологии предварительного напряжения мостовых конструкций работы включают в себя изготовление и монтаж элементов анкеровки канатов преднапрягаемой арматуры; изготовление и установку каналообразователей для преднапрягаемой арматуры; автоматизированное заведение канатов в каналообразователи и формирование пучков преднапрягаемой арматуры. Натяжение ее (как отдельных канатов, так и пучков из 4, 12, 19 и 25 канатов) осуществляется гидравлическими домкратами. Пучки стыкуются по длине конструкции, при этом важно контролировать натяжение канатов, а после натяжения пучков каналы инъецируются цементным раствором.
При работах на действующих железнодорожных путях свою целесообразность доказывает метод установки цельных пролетных строений с помощью кранов. В этом случае пролетные строения могут быть цельноперевозимыми или собранными на стапеле вблизи места работ. Метод удобен, так как требует лишь кратковременного закрытия путей непосредственно на момент установки пролетного строения. Металлоконструкции могут монтироваться как с помощью автоматической сварки, так и на высокопрочных болтах. Современное крановое грузоподъемное оборудование позволяет осуществлять монтаж и отдельных элементов, и крупных блоков металлоконструкций с темпами сборки порядка 1500 тонн в месяц.
Пролетные строения могут сооружаться и из железобетонных сборных балок и блоков. С помощью кранов соответствующей грузоподъемности можно сооружать как сборные, так и сборномонолитные пролетные строения, в том числе с применением трапециидальных преднапряженных железобетонных балок заводского изготовления, объединяемых монолитной железобетонной плитой проезда и обжатых пучками высокопрочной арматуры.
Работы по устройству непосредственно мостового полотна обычно включают в себя изготовление и установку широкого спектра опорных частей различной грузоподъемности (вплоть до 3000 тонн) и перемещений. Технология предусматривает также изготовление и установку деформационных швов (с перемещениями до 100 мм); укладку эффективной гидроизоляции пролетного строения; устройство карнизов и водоотводных лотков, установку барьерного и перильного ограждений, а также шумозащитных экранов.
Автор: Андрей Мельников (по данным компании «Мостотрест»)