Проехались по церквям
Губернатор Валентина Матвиенко проинспектировала ход реставрации трех крупных памятников архитектуры, расположенных в центре города: Дворца Великого князя Алексея Александровича, Троицко-Измайловского собора и Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны.
Если во дворце все работы идут по плану, то в культовых зданиях складывается отнюдь не радужная ситуация.
В центре внимания Валентины Матвиенко оказались историко-культурные объекты, которые относятся к памятникам федерального значения.
Все идет по плану
Дворец Великого князя Алексея Александровича, расположенный на набережной Мойки, 122, в течение долгого времени передавался из рук в руки. С 1990 года здание было передано в аренду информационному агентству «Модус Вивенди». Агентство заключило с городом договор аренды на 49 лет. Однако спустя 14 лет, после того как Валентина Матвиенко ознакомилась с состоянием дворца, срок аренды мгновенно сократился: договор с агентством был расторгнут. За все время своего пребывания в историческом здании агентство так и не выполнило реставрационных работ, хотя согласно договоренностям должно было.
В 2006 году Алексеевский дворец был передан новому федеральному учреждению культуры – Дому музыки. В ноябре прошлого года началась комплексная реставрация исторического здания. Сегодня реставраторы утверждают, что самые страшные, подготовительные, работы позади. Стоит вспомнить хотя бы очистку дворцовых стен от многочисленных слоев масляной краски. В советское время закрашивалось все: и элементы декора, и камины, и живописные росписи на стенах, о существовании которых современные мастера даже не догадывались. Многие декоративные элементы дворцовых интерьеров требуют не восстановления, а воссоздания. Так, утрачены первоначальная отделка стен и плафоны Китайской гостиной, Английского зала, Фламандской гостиной. Частично утрачены отделка стен из кордовской кожи в кабинете первого этажа, уникальные камины Собственного подъезда, Фламандской гостиной Большой столовой, печи в помещениях Дежурного Адъютанта и Оружейной.
Губернаторского визита реставраторы ожидали с чистой совестью. Менее чем за год специалисты успели провести противоаварийные работы, отреставрировали южный и восточный фасады здания и интерьеры Собственного подъезда. Сегодня завершается реставрация кровли и балюстрады, продолжается восстановление всех дворцовых залов.
Интерьеры будущего Дома музыки настолько восхитили губернатора, что на один из них Валентина Матвиенко была готова променять свой смольнинский кабинет. Таким завидным местом оказался Дубовый кабинет Алексея Александровича, в котором будет хозяйничать директор Дома музыки Сергей Ролдугин.
В этом году по Адресной программе КГИОП на реставрацию Алексеевского дворца было выделено еще 424 млн рублей.
Купол в ускоренном темпе
Радужное настроение Валентины Матвиенко стало заметно меняться в худшую сторону по мере приближения губернаторского автобуса к другому объекту – собору Пресвятой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.
Троицко-Измайловский собор федеральные власти тоже долгое время игнорировали с завидным упорством. На восстановление храма хронически не хватало денег. Много лет собор стоял в лесах, которые уже давно сами нуждались в реставрации. Наверное, не было бы счастья, да несчастье помогло. Ситуация сдвинулась с мертвой точки после пожара 2006 года, полностью уничтожившего центральный купол. Деньги появились. Но не из федерального бюджета, а из городского. На противоаварийные и консервационные работы город тогда выделил 27,8 млн рублей. Еще 6 млн рублей добавил Союз реставраторов Санкт-Петербурга. На таком финансовом подъеме в 2006 году правительство Санкт-Петербурга готово было сразу выделить сумму, необходимую для того, чтобы полностью восстановить церковь за один год. Однако выполнить огромный объем требуемых работ за столь короткий срок, даже при наличии необходимых средств, оказалось нереально. Храм нуждается в комплексном восстановлении, воссоздании уникального деревянного купола, аналогов которому нет во всем мире. Только на то, чтобы определить, из чего будет сделан центральный купол – из дерева или из металла, – потребовалось полгода.
Сегодня почти завершены работы по реставрации Западного, Южного и Восточного малых куполов. Воссоздание Большого купола еще не закончено. Когда это произойдет – больше всего и волнует горожан. Именно от того, как скоро будет возведен центральный купол, зависит дальнейшая судьба храма.
Все необходимые средства для воссоздания купола у реставраторов есть. На 51-метровой высоте установлены металлоконструкции и арматурные сетки для железобетонного кольца. Из Нижнего Новгорода привезены клееные деревянные конструкции (ребра), изготовленные специально для Троицко-Измайловского собора. Не хватает времени.
Подъезжая к храму, губернатор, мягко говоря, расстроилась, узнав о том, что реставрационный процесс тормозят утренние церковные службы. «Надо сначала восстановить храм, а служба должна приспосабливаться к работе! Иначе мы растянем эту «бодягу» на 15 лет!» – возмущалась Валентина Ивановна.
Попытки главы КГИОП Веры Дементьевой возразить губернатору тем, что «такие работы в спешке никогда не делались», были пресечены резким ответом, уже с другими прогнозами: «150 лет будем работать!».
На встречу с настоятелем храма отцом Геннадием Валентина Матвиенко шла уже в полной «боевой» готовности, с твердым намерением разобраться с церковными службами. Отец Геннадий, однако, грамотно опередил губернатора неожиданным поздравлением с победой команды «Зенит» в Кубке УЕФА. Это несколько смягчило ситуацию, но ненадолго. Информация о том, что реставраторы начинают работы по монтажу деревянных ребер лишь в час дня, вернула Валентину Матвиенко к прежнему настрою.
КГИОП планировал смонтировать центральный купол к сентябрю этого года. Губернатор в резкой форме заявила, что в сентябре будет поздно: начнутся дожди, и работы затянутся еще «года на три».
«Да у нас тут такое напряжение! Никто еще никогда не делал такие работы!» – не выдержала губернаторского натиска Вера Дементьева. – 58 метров – это окружность купола, а мы делаем такие конструкции прямо на объекте!». Глава КГИОП с большим сомнением, но все же вынуждена была дать слово завершить монтаж купола раньше.
Беспокойства Валентины Матвиенко вполне обоснованны. Монтажом главного купола реставрационный процесс не заканчивается. После этого последует восстановление фасадов. Однако работам по куполу пока не видно конца: из 32 деревянных ребер установлены только восемь. Чтобы ускорить процесс монтажа деревянных ребер, Валентина Матвиенко готова пойти на любые меры.
При благоприятных обстоятельствах купол Троицко-Измайловского собора должен быть воссоздан до сентября этого года, а в 2009 году должна начаться реставрация фасадов. Только тогда, как отмечает губернатор, будет обеспечена сохранность всего здания.
Мокрое место
Прежде чем показать третий объект – Евангелическо-лютеранскую церковь Святой Анны на Кирочной ул., 8, Вера Дементьева провела серьезную психологическую подготовку. «Предупреждаю: зрелище не для слабонервных!» – говорила глава КГИОП.
Евангелическо-лютеранская церковь Святой Анны, или Анниенкирхе, или бывший кинотеатр «Спартак», находится под угрозой разрушения. Архитектурный памятник XVIII века переносил различные тяготы, но пожар 2002 года, а впоследствии несколько лет одиночества, окончательно добили уникальный объект культурного наследия. В результате пожара выгорели интерьеры, перекрытие над церковным залом и башня-ротонда со стороны Фурштатской улицы. Сохранившиеся несущие конструкции и уцелевшая часть вестибюля со стороны Кирочной улицы простояли без консервации пять лет. По составу работ требовалось воссоздать кровлю с чердачным перекрытием, выполнить усиление стен, реставрацию интерьеров и фасадов с воссозданием дверей и окон, восстановить металлическую ограду со стороны Фурштатской улицы.
В 2003 году КУГИ передал объект приходу Евангелическо-лютеранской церкви. Хозяева здания за пять лет не сделали ничего для того, чтобы не только отреставрировать, но и хотя бы законсервировать памятник.
Два года назад по заданию КГИОП был разработан проект воссоздания несущих конструкций кровли над зданием, оконных и дверных заполнений. К настоящему времени проведено обследование несущей способности стен и определена методика реставрации. В соответствии с Адресной программой КГИОП на 2007 год на проведение первоочередных противоаварийных мероприятий было предусмотрено 17,5 млн рублей, на 2008 год – 10 млн рублей. Сегодня завершены работы по устройству стропильной системы и кровли над церковным залом, а также воссоздан купол над ротондой.
Предупреждение Веры Дементьевой было не напрасным. Церковь сейчас производит такое впечатление, как будто рухнет в любую минуту. От интерьеров не осталось ничего, кроме жалких лоскутьев прежней краски на стенах и слабых намеков на элементы лепного декора. Внутри здания, на втором этаже, над центральным залом тянутся к потолку тонкие деревца. Почва для них достаточно благоприятная: есть постоянная влага, накопленная за шесть лет, и солнечный свет, который пробивается сквозь дыру в кровле. От дождей и снегопадов здание сегодня в буквальном смысле мокрое. Приступать к реставрационным работам невозможно до тех пор, пока церковь не просохнет. Сколько времени на это потребуется, пока неизвестно. Здание практически уничтожено временем.
Увидев представителей лютеранской общины, хозяев церкви, Валентина Матвиенко не могла сдерживать своего гнева.
«Вы – верующие люди! Как можно так бессердечно, равнодушно к этому относиться?! Вы должны были в 2005 году в соответствии с договором с КУГИ выполнить работы. Сегодня – 2008 год. Вы не только не выполнили работы, вы даже не прикоснулись к этому зданию! Нам не нужны партнеры, которые палец о палец не ударили!» – обрушилась на лютеран губернатор.
Губернатор дала поручение КУГИ в течение месяца расторгнуть договор с лютеранской общиной и передать Анниенкирхе на баланс КГИОП – на время реставрационных работ. В какую сумму городу обойдется восстановление памятника, пока неизвестно. Так же как и неизвестны сроки реставрации. После восстановления здание планируется вернуть нерадивым хозяевам.
Автор: Марина Голокова