Каждому району – по пять могил
Некрополи Санкт-Петербурга попали под пристальное внимание городской власти. Состояние петербургских кладбищ уже давно оставляет желать лучшего.
Бюджетных средств на восстановление сакральных мест не хватает, а внебюджетные источники по доброй воле появляются весьма редко. Чтобы привлечь дополнительные ресурсы, чиновники готовы применить директивную силу и практически обязать членов районных общественных советов и предпринимателей взять под свой контроль могилы известных людей.
Вопросы, связанные с комплексным восстановлением некрополей на территории Санкт-Петербурга, обсуждаются чиновниками уже давно. Город ежегодно выделяет средства на комплексный ремонт и благоустройство исторических и мемориальных кладбищ, а также на реставрацию надгробий на отдельных захоронениях. Однако для того чтобы полностью привести в порядок все территории петербургских некрополей, одних только бюджетных средств недостаточно.
Победа помогла
По информации Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), в Санкт-Петербурге под охраной находятся 18 исторических некрополей. Город в первую очередь уделяет внимание тем некрополям, которые имеют музейный статус. К ним относятся Лазаревское (некрополь XVIII века) и Тихвинское (некрополь мастеров искусств) кладбища Александро-Невской лавры и некрополь «Литераторские мостки» на Волковском православном кладбище. Объектами культурного наследия являются Смоленское, Новодевичье кладбища, историческое ядро Красненького кладбища, мемориалы на Пискаревском и Серафимовском кладбищах, а также Чесменское и Невское военные захоронения.
Наибольший объем реставрационных работ сегодня ведется на Пискаревском мемориальном кладбище. По словам заместителя председателя КГИОП Бориса Кирикова, многое было сделано ранее, еще при подготовке к 60-летию Великой Победы. Так, на Пискаревке были заменены коммуникации и инженерные системы, вымощена главная аллея и отреставрированы фасады павильонов. Восстановление мемориала продолжается по сей день. В прошлом году на ремонт и реставрацию этого крупного объекта в целом было выделено около 364 млн рублей, в том числе около 223 млн рублей – из городского бюджета. До конца текущего года планируется провести реставрационные работы еще на 100 млн рублей.
60-летие Великой Победы сыграло большую роль в судьбе еще нескольких мемориалов. По программе подготовки к юбилею было проведено комплексное обследование всех воинских захоронений. В результате этого обследования выполнены масштабные работы по благоустройству и капитальному ремонту мемориалов и отдельных памятников. В небольшой список некрополей, на благоустройство которых в городской казне нашлись средства, попали Смоленское православное, Серафимовское, Комаровское кладбища. В прошлом году было полностью отремонтировано ограждение Большеохтинского кладбища.
По словам Бориса Кирикова, КГИОП осуществляет полноценный контроль над всей территорией кладбища, если оно «целиком находится в ведении комитета». Охрана индивидуальных мест, как говорит Борис Кириков, «носит локальный характер». Не всегда под охрану попадает и захоронение, и его надгробие. Под контролем комитета может оказаться только захоронение, которое было установлено в поздний период.
Добровольно-
принудительный порЯдок
Могилы известных государственных, военных и общественных деятелей, представителей науки и культуры, героев революции, войны и труда составляют основной массив объектов охраны. Многие захоронения по разным причинам забыты, навсегда заброшены потомками и не имеют даже надгробий. В целом на разных петербургских кладбищах находятся 574 могилы прославленных мастеров, общественных деятелей и героев. Привести в порядок все объекты сразу нереально. Председатель КГИОП Вера Дементьева считает абсолютно ненормальным то, что реставрация захоронений известных людей «лежит исключительно на органах государственной власти». Глава комитета взывает к совести современных представителей науки, культуры и образования, но пока безрезультатно. «Мы в течение нескольких лет обращались к разным организациям, направляли наборы фотографий могил их предшественников, – говорит Вера Дементьева. – Среди этих организаций Санкт-Петербургский госуниверситет (СПбГУ), Мариинский театр, Военно-медицинская академия, Академия художеств. Все, конечно, сокрушаются, но пока нам не удалось сдвинуть камень с места».
По меркам чиновников, восстановление одной могилы не требует глобальных затрат. Глава КГИОП уверена, что средства на реставрацию захоронений найдутся, например, у СПбГУ. Вера Дементьева считает, что если у заведения есть деньги на памятник универсанту, воплощение абстрактного образа, значит, должны быть средства и на мемориалы настоящим универсантам.
Равнодушию современников Борис Кириков пытается найти объяснение в истории. «Когда создавался музей Александро-Невской лавры, останки многих выдающихся людей России вывозились с кладбищ с намерением в дальнейшем уничтожить эти кладбища, например, Смоленское на Васильевском острове, расчистить территории под парки и новое строительство, – говорит Борис Кириков. – С того времени, наверное, возникла очень негативная традиция забвения. Уничтожение кладбищ, которое происходило в середине ХХ века, до сих пор отражается на отношении горожан к памятникам».
После тщетных попыток пробудить совесть в людях КГИОП решил принять более действенные меры. Комитет обратился к Общественному совету Санкт-Петербурга, членами которого являются руководители творческих союзов, вузов, театров, музеев, а также председатели районных общественных советов, с предложением взять под контроль осуществление постоянной опеки тех или иных организаций над историческими захоронениями.
Число современников, желающих по доброй воле взять под свое крыло захоронения известных людей, пока ничтожно мало. Три года назад ТСЖ «На Конюшенной» воссоздали надгробие семейного захоронения петербургского архитектора Карла Андерсона, которое находится на Волковском лютеранском кладбище. ЛЭТИ и ГУТ им. Бонч-Бруевича восстановили могилу выдающегося инженера и общественного деятеля Николая Писаревского, основателя и директора первого в России высшего электротехнического учебного заведения (ЛЭТИ). Представительство Республики Саха (Якутия) в Санкт-Петербурге установило надгробие лингвиста и этнографа Эдуарда Пекарского. На могиле директора Царскосельского лицея Егора Энгельгардта частное лицо, меценат Сидоров, восстановил надгробный камень.
Сегодня члены Общественного совета пока на словах готовы пополнить достойный список. Участники совета решили, что каждый из 18 районных общественных советов должен взять под свою опеку хотя бы по пять сакральных мест. К восстановлению памятников планируется привлечь и предпринимателей. Насколько изменится ситуация в реальности – покажет время.
Автор: Марина Голокова