Аукционы – не панацея
На минувшей неделе председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Алексей Сергеев прокомментировал появившиеся в печати обвинения Федеральной антимонопольной службы.
ФАС упрекает петербургскую администрацию в том, что в 2007 году только 1,1 процента от общего объема городского заказа были размещены через аукционы.
По словам Алексея Сергеева, «размещение горзаказа проводилось в строгом соответствии с законодательством, которое позволяет чиновникам самим выбирать форму размещения заказа». И наши использовали более знакомый и уже оправдавший себя открытый конкурс. Более того, само федеральное правительство в прошлом году определялось, какие товары и услуги можно размещать через аукционы, а какие – не стоит, то есть перечень изначально готов не был, и обязательное проведение аукционов установлено только с года нынешнего.
Выросли в 10 раз
Вместе с тем, в ожидании перечня администрация не сидела сложа руки, а активно готовилась к проведению торгов, снабжала подведомственные структуры необходимыми документами, ввела в обиход электронные торги. Тем не менее объем, как уже говорилось выше, составил всего 1 процент: цифра абсолютно верная для прошлого года.
Если же, для сравнения, брать год нынешний, то на 21 апреля городскими комиссиями, которых 600 штук, было проведено 137 009 закупок (заключенный контракт, внесенный в реестр, либо оплаченный счет публичной закупки) на сумму 119 588 млн рублей, или 55,6 процента от всего годового объема (в 2007 году за соответствующий период было размещено 40 процентов горзаказа на сумму 70 млрд рублей). В том числе 20 419 аукционов на 12,5 млрд рублей (на аукционе, согласно закону, можно размещать заказы объемом не более 1 млн рублей), то есть через аукционы размещено 10,5 процента всех закупок. Это в 10 раз больше, чем за весь 2007 год.
Осторожно: аукцион
«Аукционы – обоюдоострое оружие, – считает Алексей Сергеев. – Мы сталкиваемся с двумя крайними формами реализации этой процедуры, которые нас не могут устроить. С одной стороны, участники демпингуют, снижая цены на 70 процентов (некоторые в пылу игры не могут остановиться, а потом не заключают контракты, понимая, что их невозможно исполнить, в результате теряется время), с другой – экономия составляет минимум: потому что аукционы завершались либо не начавшись (а по законодательству в этом случае контракт заключается строго в соответствии с лимитом финансирования), либо со снижением – 0,5-1 процент». По мнению ньюсмейкера, это происходит из-за того, что между оглашением списка участников и проведением аукциона проходит некоторое время, за которое участники могут познакомиться и принять взвешенное решение. В результате экономия, полученная от размещения горзаказа в первом квартале нынешнего года, снизилась, на 0,4 процента (2,8 к 3,2 процента) по отношению к соответствующему периоду года прошедшего. В реальных цифрах это примерно полмиллиарда рублей.
ПодрЯдные работы –
Через конкурсы
Более всего чиновников беспокоит, что оба крайне негативных итога аукционов связаны с исполнителями подрядных работ: по ремонту кровель, фасадов, благоустройству дворовых территорий, электроснабжению и др. Они пытаются найти решение проблемы. Уже принято решение о проведении аукциона в тот же день, когда были вскрыты пакеты и объявлены участники (раньше между вскрытием и проведением аукциона проходила неделя). И все-таки беспокойство остается: ведь подрядные работы у нас, как правило, сезонные, и если по окончании аукциона контракт не заключается, то теряется самое важное – время на проведение ремонтов. Потому что по процедуре на подготовку нового аукциона требуется не менее двух месяцев. И хотя компания, не заключившая контракт, вносится в реестр недобросовестных поставщиков и лишается залоговой суммы, упущенное время восполнить невозможно. Кроме того, около 50 процентов объявленных в этом году аукционов признаны несостоявшимися. И это тоже – упущенное время.
И, наконец, последнее. Что же это у нас за федеральная власть, если, с одной стороны, она признает Петербург лидером в размещении горзаказа: два года подряд наш город получает приз «За прозрачность закупок» (среди тех, кто определяет победителя, фигурирует и ФАС), а с другой – обвиняет в недоработках? Может быть, уже пора определиться, что такое хорошо и что такое плохо?
Автор: Лилиана Глазова