Огранка рек и каналов
В ряду масштабных строительных работ по возведению зданий и сооружений разного назначения, модернизации дорог и инженерных сетей достойное место занимают и ремонтные работы по укреплению и обновлению гранитных набережных водных артерий города.
Специфика работ по усилению и замене набережных заключается в необходимости нейтрализовать возможное негативное воздействие водной стихии рек и каналов на эксплуатационные качества сооружения.
Жесткие требованиЯ
Сейчас в городе до сих пор процветают традиционные подходы при проведении капитального ремонта набережных. Обычно они подразумевают разборку стенки набережной, устройство свай большого диаметра, расположенных в русле реки, устройство Г-образных ростверков и подпорной стенки под прикрытием шпунтового ограждения. Минусов при этом немало, так как размещение необходимого тяжелого оборудования приводит к закрытию движения транспорта по набережной на весьма длительный срок. Поэтому трудно переоценить актуальность внедрения прогрессивных технологий, которые позволяют производить работы в историческом центре Санкт-Петербурга без остановки движения автотранспорта по набережным. Одним из решений стало использование современных свайных технологий и техники, а также грамотная организация работ. Ускорить сроки и минимизировать неудобства для жителей города можно, если тело подпорной стенки усиливать цементными инъекциями с целью восстановления сплошности, прочности и водонепроницаемости подпорной стенки. Метод состоит в том, что в кладку через пробуренные скважины диаметром 40 мм нагнетается раствор, который после твердения превращается в плотный материал, заполняющий трещины и пустоты. При этом весь участок работ разбивается на захватки. Захватку, на которой ведутся работы, освобождают от гранитных плит тротуара. Кардонные и парапетные плиты остаются на месте, а снятые плиты нумеруются согласно схеме и складируются. Для бурения цементационных скважин можно использовать пневмоперфораторы отечественного производства диаметром 42 мм. При глубине скважин 3 метра по кладке из бута, представленного гранитами, метаморфизованными карбонатными породами, производительность достигает 50–70 метров на один перфоратор в смену. Для инъекций применяются зарубежные инъекционные насосы и комплексы. Они сочетают возможности установок по приготовлению инъекционных растворов и насосов с гидроприводом. Поэтому можно в автоматическом режиме плавно регулировать подачу раствора в скважины и давление нагнетания. Если необходимо переместить гранитную кладку на новое свайное основание, с помощью оборудования алмазного сверления через гранитную, бутовую кладку и деревянные сваи бурятся лидерные скважины диаметрами 100–130 мм. Через полученные отверстия устанавливаются микросваи по технологии «Титан».
ВтораЯ молодость стен
Если гранитная кладка набережной имеет видимые деформации (из-за разрушения старых деревянных свай в основании), может потребоваться разборка гранитной кладки до свайного основания. В этом случае с помощью малогабаритного оборудования между существующими деревянными сваями устраиваются буроинъекционные микросваи, выполняется новый железобетонный ростверк и восстанавливается гранитная кладка. По аналогичной схеме производится укрепление старых фундаментов зданий, береговых устоев мостов, гидротехнических сооружений. Состав инъекционных растворов подбирается конкретно для каждого объекта и может, кроме цементной основы, содержать известь, гидрофобизаторы, пластификаторы и т.п. На смену традиционным технологиям изготовления буроинъекционных свай (бурение проходными шнеками, бурение с промывкой) все активнее приходят новые технологии изготовления свай за один проход. В качестве бурового инструмента, инъекционной трубки и армирующего элемента могут использоваться трубы нефтяного сортамента (сваи «Франки») или специальная арматурная сталь (сваи «Титан»). Буронабивные сваи «Франки» устраиваются без выемки грунта путем погружения инвентарных обсадных труб, нижний конец которых закрыт бетонной пробкой. Погружение трубы в грунт производится ударным способом до проектной отметки, далее трубу удерживают, предотвращая ее дальнейшее погружение, а пробку как бы вбивают в грунт, образуя тем самым уширение пяты сваи, диаметр которой в 1,5-2 раза превышает диаметр обсадной трубы. Жесткая бетонная смесь подается в трубу, пробка формируется за счет трамбовки от ударов молота. Затем бетонная пробка схватывается с обсадной трубой и при последующих ударах молота погружается в грунт вместе с ней. По достижении проектной глубины обсадную трубу подвешивают на тросах и производят подачу жесткой железобетонной смеси. Пробка втрамбовывается в грунт и образует уширенную пяту сваи. Затем в трубу погружают арматурный каркас и производят бетонирование с постепенным извлечением обсадной трубы. Для выполнения свай «Титан» не требуется тяжелого крупногабаритного бурового оборудования. Инъекторные анкеры «Титан» представляют собой комплект оснастки для изготовления буроинъекционной сваи за один рабочий цикл бурения без обсадки, промежуточных подъемов бурового снаряда и армирования. Использование свай «Титан» многие специалисты относят к одним из самых щадящих, экологически безопасных и высокопроизводительных технологических решений. Кроме устройства подпорных стенок, перспективными направлениями использования анкерных свай «Титан» специалисты считают укрепление откосов насыпей железных и автомобильных дорог, устройство фундаментов под опоры и мачты различного назначения, укрепление склонов, грунтов и выполнение других защитных мероприятий в оползневых, селеопасных горных районах.
Автор: Андрей Мельников