Корректировка Генерального плана


23.03.2008 23:00

Законодательное собрание 19 марта приняло в первом чтении законопроект «О внесении изменений в закон «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга».

Как пояснил председатель Законодательного собрания Вадим Тюльпанов: «Когда мы принимали Генеральный план, мы отдавали себе отчет: принятый документ не должен быть догмой, в него обязательно будут вноситься изменения. Город – живой организм, он развивается быстро, и тут как раз вопрос в качестве квалифицированного мониторинга хода реализации генплана и оперативного законодательного реагирования на объективные градостроительные процессы. У Санкт-Петербурга есть два самых важных документа: Устав и Генеральный план. И с тем, и с другим надо обращаться очень осторожно, подходить к любым изменениям в тексты крайне придирчиво, однако, помнить и понимать, что перемены неминуемы. И здесь задача законодателей: пристально следить за тем, чтобы городская Конституция и Генеральный план развития города корректировались только в случае необходимости и на пользу горожан».
Перед обсуждением законопроекта в рамках «Часа правительства» перед депутатами выступил вице-губернатор Александр Вахмистров с докладом о ходе реализации Генерального плана Санкт-Петербурга, утверждённого как закон 21 декабря 2005 года.
Вице-губернатор сообщил, что на основании мониторинга реализации генплана, проводимого Комитетом по градостроительству и архитектуре, выявились определенные тенденции и изменения социально-экономической ситуации в городе. Петербург сегодня – один из лидеров экономического роста в России. В последние годы в город пришли как федеральные государственные структуры, так и крупные налогоплательщики – бизнес-структуры. Прошедшие два года характеризовались стабильными темпами роста валового регионального продукта.
Вместе с тем демографическая ситуация в Санкт-Петербурге (как и в целом ряде регионов России) остается достаточно сложной. Численность населения Санкт-Петербурга с начала 2006 года сократилась на 17,2 тыс. человек и составила 4563 тыс. человек.
Однако численность экономически активного населения несколько увеличилась, и составила на начало 2007 года 2580 тыс. человек.
В 2007 году впервые был принят бюджет Санкт-Петербурга на 3 года вперед. «Важная для градостроительной деятельности в городе особенность бюджета – это резкий рост расходов инвестиционного характера. Городская адресная инвестиционная программа включает в себя строительство жилья, выделение достаточно больших средств на развитие инфраструктуры», – отметил г-н Вахмистров.
Анализ градостроительных инициатив выявил также основные тенденции градостроительного освоения территорий. В условиях рыночной экономики на территориальное развитие города существенное влияние оказывают инвестиционные интересы отдельных частных собственников, федеральных структур, органов управления городом, обеспечивающих реализацию интересов всего городского сообщества.
В 2006–2007 годах было введено в действие более 50 крупных и средних объектов производственно-складского назначения.
Высокий спрос на земельные участки в центральной части города под непромышленную застройку создает благоприятную конъюнктуру для продажи стагнирующих промышленных комплексов и финансирования создания современных производств на адекватных площадках – более удобных по расположению и с использованием лишь необходимой площади. Для размещения новых промышленных объектов на территории Санкт-Петербурга правительством города принято несколько постановлений, устанавливающих перечень нежилых зон, в которых предоставляются территории для производственных, коммунальных и складских объектов.
Генеральным планом города были определены и зарезервированы территории для размещения производственных объектов различной степени вредности. Возможность размещения конкретных производств, а также резервирование территорий на перспективу, определяется с учетом соответствия программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга и на основе документов по планировке территорий производственных зон.
Основной тенденцией жилищного строительства последних двух лет стал переход от «точечного» строительства жилых домов к комплексному развитию территорий (в первую очередь неосвоенных), что позволяет рационально организовывать проектирование и подготовку территории под освоение, создавать более качественную среду обитания. В целях реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» планируется в пять раз увеличить строительство жилья за счет бюджетных средств и выйти к 2010 году на цифру 1 млн. кв. метров в год. Заявленные темпы строительства жилья требуют включать в оборот новые земли, в том числе депрессивные территории.
Для обеспечения роста инвестиций город серьезно занимается развитием инженерной и транспортной инфраструктуры. В рамках реализации Генерального плана за период 2006-2007 годов был выполнен большой объём капитального и текущего ремонта улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, активно велось новое строительство. Наиболее крупными объектами 2006-2007 годов являются: реконструкция моста Лейтенанта Шмидта (Благовещенский мост), магистраль-дублер Московского проспекта – Митрофаньевское шоссе, полная реконструкция Синопской набережной (участок от набережной Обводного канала до улицы Моисеенко), Лиговского проспекта. Открыта вторая очередь Вантового моста на КАД, южный участок КАД протяженностью 14 км от федеральной трассы «Россия» в районе поселка Шушары до Таллиннского шоссе с трехуровневой Пулковской развязкой. Заканчивается строительство 1-ой и 2-ой очередей продолжения Софийской улицы. Начата эксплуатация станции метрополитена «Парнас», ведется строительство Фрунзенского радиуса от Сенной площади до проспекта Славы, определены первоочередные участки и сроки строительства надземного экспресса.
Устойчивое развитие деловой активности и рост доли офисных рабочих мест в структуре занятости обеспечивает постоянный рост строительства специализированных офисных центров. Начала проявляться позитивная тенденция формирования локальных общественно деловых зон, состоящих из групп офисных и торгово-развлекательных объектов, расположенных в значительном отдалении от станций метрополитена. В сфере торговой недвижимости наблюдается процесс разделения объектов торговли и досуга на крупные специализированные комплексы и небольшие площади, которые являются дополнениями к доминирующим способам использования объектов недвижимости (жилой функции – так называемые «магазины шаговой доступности», или офисной функции).
Вице-губернатор сообщил, что городское правительство в 2006-2007 годах последовательно проводило политику системного регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, разрабатывая документы, обеспечивающие как процесс реализации Генерального плана, так и его детализацию. К декабрю 2007 года на территории Санкт-Петербурга разработано (находится на разных стадиях работы над проектом: проектирование, согласование, утверждение) более 1000 проектов планировки и проектов межевания территории. Суммарная площадь территории административных районов, включенная в проекты планировки территории, составляет более 63 тыс. гектар (практически все проекты планировки выполнялись одновременно с проектами межевания территории). Из них утверждено постановлениями правительства 63 проекта (суммарная площадь около 4 тыс. гектар). Значительный объем планировочных работ приходится на работы по формированию Временных регламентов застройки территории. К декабрю 2007 года разработано и утверждено более 4500 ВРЗ общей площадью территории около 30 тыс. гектар.
Вместе с тем, практически сразу после утверждения нового Генерального плана стали проявляться определенные трудности в его реализации. В первую очередь они обусловлены слишком высокой степенью его детализации, вызванной как требованиями Градостроительного Кодекса, недифференцирующего требования к генеральному плану крупного мегаполиса и небольшого поселения, так и ответом ожиданиям городского сообщества, что новый Генеральный план города решит все вопросы градостроительного планирования как макро- так и микроуровней.
«Анализ хода реализации генплана показал насущную необходимость внесения в него изменений для создания более гибкого и устойчивого документа, позволяющего на протяжении расчетного периода действия комплексно решать вопросы развития градообразующей базы города, социальной и инженерно-транспортной инфраструктур. Эти изменения должны дать и возможность более дифференцированного подхода к территории при разработке документов следующих уровней – Правил землепользования и застройки и документации по планировке территории», – отметил вице-губернатор, сообщив, что проект Правил планируется внести в Законодательное собрание в мае-июне с тем, чтобы принять его в сентябре 2008 года.
Представляя законопроект, г-н Вахмистров сообщил, что в развитии действующего генплана правительством Санкт-Петербурга были утверждены такие крупные программы как развитие и размещение основных отраслей инженерных инфраструктур и городского транспорта: генеральная схема теплоснабжения до 2015 года с перспективой развития до 2025 года, схемы водоснабжения и канализации; электроснабжение города на базе соглашения с РАО ЕЭС. Только эти четыре программы развития уже требуют внесения изменений в генплан с точки зрения локального размещения объектов. Уточнения генплана требует прокладка нового вида транспорта – надземный экспресс. Новые задачи приходится решать при создании Морского порта. Правительство также ставит задачу вынести за кольцевую дорогу все склады и прекратить движение в центре города грузового транспорта большого формата. В настоящее время разработана и готовится к вынесению на рассмотрение правительством схема улично-дорожной сети, отраслевые схемы размещения объектов здравоохранения, физкультуры и спорта. Ряд проблем проявился в связи с резким повышением темпов экономического развития города и появлением новых крупных инициатив по развитию территорий.
Реализация федеральных программ требует новых территорий под застройку и сокращения земель с/х назначения, использования земельных участков, объектов Министерства обороны. Нововведения федерального законодательства, например, в «Водный кодекс» заставили отказаться от намывов территорий.
Вице-губернатор сообщил, что организация подготовки изменений в генплан была возложена на КГА, а для рассмотрения предложений была возобновлена работа специальной комиссии, созданной распоряжением губернатора в 2005 году, которая с сентября 2006 по февраль 2007 года рассмотрела более 1300 предложений изменений в генплан, поданных исполнительными органами госвласти Санкт-Петербурга, физическими и юридическими лицами, по каждому из них было принято обоснованное решение о включении в законопроект по изменению генплана или их отклонении.
Среди принятых предложений: укрупнение функционального зонирования (21 зона вместо 29), наиболее существенно изменения коснулись жилых зон – три зоны вместо семи; корректировка функционального зонирования в связи реализацией крупных стратегических проектов и федеральных программ (Морской фасад, ряд проектов в южных районах города в рамках программы «Доступное и комфортное жилье», особые экономические зоны в Стрельне и Шувалово, автосборочное производство и т.п.); корректировка границ функциональных зон с учетом размещения объектов и уточнения планового положения улично-дорожной сети, уточнения границ с учетом ранее сформированных земельных участков и их фактических параметров, уточнения размещения основных объектов капитального строительства, транспортно-инженерной инфраструктуры.
На основании решения комиссии по всем поправкам был подготовлен проект «О внесении изменений в закон «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», и было обеспечено его официальное опубликование. Все материалы прошли процедуру согласования с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченными территориальными органами федеральной исполнительной власти, а также получены заключения соответствующих исполнительных органов государственной власти Ленинградской области. Законопроект в установленном порядке прошел процедуру публичных слушаний во всех 18-ти районах города в период с 7 июня по 16 июля 2007 года. Градостроительные экспозиции были развернуты в каждом из 111 муниципальных образований Санкт-Петербурга. Особое внимание участники публичных слушаний уделили следующим вопросам: степени детальности функционального зонирования, параметрам застройки, реконструкции жилых кварталов, застроенных домами первых массовых серий, сохранению и развитию территорий зеленых насаждений общего пользования, спортивных объектов, более полному учету ограничений природного и экологического характера. Комиссия рассмотрела более 300 предложений и замечаний горожан. Кроме того, правительством была создана согласительная комиссия, которая в период с 3 по 26 сентября 2007 года провела четыре заседания, рассмотрев спорные вопросы.
По сравнению с действующим генпланом, структура функциональных зон претерпела следующие изменения: территория жилых зон увеличилась на 2 процента, что позволит дополнительно ввести 5 млн. кв. метров жилья, территория производственных зон выросла на 5 процентов, земли с/х использования сократились на 4 процента. Остальные зоны изменились незначительно.
В заключении вице-губернатор выразил признательность всем депутатам Законодательного собрания за активное участие в работе над проектом закона. «Практически каждый депутат участвовал в работе комиссий по поправкам, внося свои предложения и отстаивая интересы избирателей», – отметил г-н Вахмистров. Второе чтение законопроекта планируется в середине апреля, а 27 марта комиссия по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам собирается провести по нему депутатские слушания.


Автор: Евгений Герасимов


РУБРИКА: Коридоры власти