Расширяя связь
Конкуренция на рынке телекоммуникационных услуг в Санкт-Петербурге достигла уже высокой степени накала. Поэтому все отчетливее начинает проявляться интерес ведущих операторов связи к охвату просторов Ленобласти. Тем более что жители области даже острее, чем петербуржцы, нуждаются в качественном и быстром Интернете, хорошей связи, так как особого выбора у них до недавнего времени и не было.
Стоит пересечь КАД, как тут же начинает сказываться «рыхлость» и техническое отставание инфраструктуры от городских стандартов. При этом стоимость телекоммуникационных услуг заметно выше средних по Санкт-Петербургу.
Стимулирующий спрос
Динамичный рост спроса на Интернет и телефонию в области можно связать с несколькими факторами. С одной стороны, под влиянием благоприятного инвестиционного климата постоянно развивается промышленный сектор (строительство новых предприятий, логистических центров, возрождение некогда простаивавших заводов и расширение существующих промышленных зон). Это приводит к необходимости повышения эффективности управления бизнес-процессами и производства. Одновременно ведется и интенсивное жилое строительство, соответственно, растет число потенциальных пользователей услугами телефонии и Интернета. Весьма существенная емкость рынка ближайших пригородов, не говоря уже о прериях Ленобласти, а также острая востребованность населения в современных телекоммуникационных услугах стимулирует операторов и провайдеров к активному строительству сетевой инфраструктуры. При этом мощности локальных АТС не способны в полной мере удовлетворить потребности населения области. Прежде всего сказывается ограниченность номерной емкости и связанные с этим трудности в обеспечении услугами телефонии жителей новостроек или коттеджных поселков. Кроме того, запросы и ожидания потенциальных абонентов сводятся не только к получению телефонного номера. Необходимы высокоскоростные каналы доступа во всемирную сеть, видеонаблюдение, цифровое телевидение и многие другие сервисы. В такой ситуации хорошие перспективы появляются у альтернативных операторов связи, способных обеспечить процесс телефонизации в области. При этом постоянно растущий спрос заставляет концентрировать усилия не на точечных объектах, а подходить к решению задач комплексно. Важен скорее не размер населенного пункта, а расстояние до остальных поселений, их удаленность от сети оператора. У населенного пункта, пусть даже совсем небольшого, находящегося на расстоянии 500-1000 метров от сети оператора, шансы на охват весьма велики. Кроме удаленности, важным фактором специалисты считают перспективы развития населенного пункта и прилегающих территорий. Например, деревня, из которой жители мигрируют в мегаполис, вряд ли сможет заинтересовать инвесторов. Если же тенденции развития населенного пункта вполне благоприятные, то операторы рынка готовы к значительным инвестициям под крупные проекты. Говоря об услугах сети Интернет, специалисты обращают внимание на общее слабое состояние телекоммуникационной инфраструктуры. При этом мелкие альтернативные операторы (как правило, не лицензировавшие свою деятельность) на протяжении нескольких последних лет уже пытались предлагать гражданам разрозненные продукты, например, небольшие домашние сети. Так или иначе, количество постепенно должно было перейти в качество. Локальные сети постепенно развивались и на какое-то время были в состоянии удовлетворить потребности пользователей. В то же время на региональное развитие таких сетей без серьезных инвестиций и модернизации надеяться не приходилось.
Игра по-крупному
Рано или поздно емкость и уровень услуг должны были вступить в противоречие с современными потребностями пользователей. Сейчас на повестке дня – внедрение современных и гибких технических решений. Крупные транспортные и промышленные компании, строящиеся заводы или дирекции промышленной зоны хотят видеть в качестве поставщика услуг телефонии и Интернета серьезные компании с богатым опытом работы на региональном телекоммуникационном рынке и широким спектром технических решений. С точки зрения конкурентной борьбы, на сегодняшний день активность того или иного оператора в Ленобласти определяется, по мнению специалистов, несколькими факторами. Во-первых, предпочтительным вариантом считается наличие адресного проекта, когда компания, открывая свой филиал или производственную точку в регионе, приглашает к сотрудничеству оператора связи, чьими услугами пользуется в Санкт-Петербурге. Как правило, оператор, принимая решение о сотрудничестве, заранее оценивает перспективы развития на данной территории (зачастую ею и ограничиваясь), чтобы гарантированно окупить издержки строительства сети. Во-вторых, возможны целевые проекты, например, предоставление услуг домашнего Интернета для жителей областного города. В данном случае игроки местного рынка выступают в качестве деловых партнеров, так как крупному оператору выгоднее купить местную домашнюю сеть и сэкономить на издержках рекламы. Возможен и третий вариант, который можно было бы назвать «чистой конкуренцией» – когда на определенной территории уже представлены услуги нескольких операторов. Таким образом, можно считать, что для плодотворной работы крупного оператора в Ленобласти необходимо обеспечить не просто частые точечные подключения, как это происходит в большинстве случаев на данный момент. Предпосылкой успеха может стать лишь разработка четкой стратегии развития широкого спектра сервисов для удовлетворения существующего спроса на телекоммуникационные услуги. Этот каждодневно возрастающий спрос требует от операторов максимального внимания к сложившейся ситуации на рынке.
Автор: Андрей Мельников (по данным компании «ВестКолл»)