101 станция к 2020 году


27.01.2008 23:00

Правительство Санкт-Петербурга на своем заседании приняло постановление «О программе развития метрополитена и скоростного внеуличного транспорта до 2020 года».

Концепция принята на основе существующих программ развития городского пассажирского транспорта согласно Генеральному плану развития Санкт-Петербурга. В Программе предусмотрены такие основные этапы развития городского метрополитена, как ввод Фрунзенского радиуса (до 2012 года), станции «Адмиралтейская» (до 2010 года), электродепо «Выборгское» (до 2012 года), Приморского радиуса от станции «Комендантский проспект» до станции «Магистраль №31» с электродепо «Коломяжское» (в период 2013-2015 годов), Красносельско-Калининской линии от станции «Черниговская» до «Казаковской» (в период 2013-2015 годов), строительство Правобережной линии на участке от Сенной площади до станции «Театральная». В период 2016-2020 годов город получит четвертый участок Правобережной линии со станцией «Народная» и электродепо «Правобережное», участок кольцевой линии от станции «Василеостровская» до станции «Выборгская», вторую очередь Красносельско-Калининской линии от станции «Черниговская» до станции «Большеохтинская», Красногвардейский радиус от станции «Большеохтинская» до станции «Ржевка», третью очередь Красносельско-Калининской линии от станции «Большеохтинская» до станции «Ручьи». В целом, за период с 2008 по 2020 годы в Петербурге должно быть построено 70 километров новых линий и введены 41 новая станция и пять электродепо.

Президент дал добро
Столь кардинальное развитие самого удобного городского транспорта связано с предложением Президента Владимира Путина разработать федеральную программу развития скоростного пассажирского транспорта. Для того чтобы городские объекты были включены в эту программу, необходимо в первом полугодии нынешнего года разработать и утвердить соответствующую региональную программу. Что и было сделано. Санкт-Петербург – первый регион, который подобную программу разработал и в ближайшее время представит на рассмотрение федерального правительства.
Сама по себе программа грандиозная. Если за предыдущие более чем 50 лет построили всего 60 станций и 105 км путей, то на ближайшие 12 лет запланировали увеличить и количество станций, и протяженность путей в 1,8 раза. Причем первые станции Волковской линии будут введены уже в этом году.

Транспорт без средств
Метрополитен сегодня является единственным скоростным видом городского пассажирского транспорта. Увеличение доли метрополитена в структуре перевозок только за период с 2000 по 2006 год возросло с 34 до 40 процентов. В год метрополитен перевозит около 830 млн пассажиров. Понятно, что развитие и поддержание метро в надлежащем состоянии требует серьезных финансовых затрат. К сожалению, доля финансовой поддержки из федерального бюджета за последние годы сократилась с 90 до 20 процентов, что привело к резкому сокращению строительства петербургского метрополитена и, как следствие, значительному объему незавершенного строительства. Объем горных выработок, находящихся в незавершенном строительстве, требовал ежегодного выделения средств на поддержание их в безопасном состоянии. Правительство Санкт-Петербурга, начиная с 2004 года, ежегодно существенно увеличивало объемы финансирования на поддержание и развитие объектов метрополитена из городского бюджета. Адресной инвестиционной программой на 2008 год на развитие и поддержание метрополитена в бюджете города предусмотрено более 13 млрд рублей (в 2003 году – 1,1 млрд рублей), а за пять лет общая сумма превысила 30 миллиардов.

Нужна реальная поддержка центра
Однако для строительства метрополитена в объеме, необходимом для развивающегося мегаполиса, требуется увеличение объема государственной поддержки из федерального бюджета. Общая потребность в средствах на развитие и поддержание метрополитена на период 2008-2020 годов составляет 415,6 млрд рублей. Значительная часть капитальных вложений в объеме 343,6 млрд рублей будет направлена на строительно-монтажные работы, 43,5 млрд рублей – на приобретение новых вагонов метрополитена, остальное – на проектно-изыскательские работы и реконструкцию действующих объектов.
Из общего объема капиталовложений в период 2008-2010 годов будет освоено всего 16 процентов, в 2011-2015 годы – 39 процентов, в 2016-2020 годы – 45 процентов. На первые два года государственная поддержка из федерального бюджета планируется в размере 20 процентов от технологически обоснованной потребности, а в период с 2010 по 2020 годы – уже в размере 50 процентов.
Такой расклад не устроил губернатора Валентину Матвиенко, и она потребовала, чтобы вице-губернатор Александр Вахмистров и директор ГУП «Санкт-Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин в ближайшее время разработали предложения по увеличению финансирования из центра уже на текущий год. «Регион финансирует строительство метро практически в одиночку. За последние четыре года мы увеличили выделение средств более чем в 10 раз», – заметила губернатор.
Согласно выработанной концепции, в целом финансирование объектов метрополитена за период 2008-2020 годов будет осуществляться за счет средств городского бюджета в размере 220 млрд рублей (53 процента) и за счет средств федерального бюджета в размере 195,6 млрд рублей (47 процентов). Среднегодовой объем затрат городского бюджета на реализацию концепции в части метрополитена при этом составит около 17 млрд рублей.

Параллельно – надземный экспресс
Предлагаемый перечень объектов метрополитена на период до 2020 года сформирован с учетом создания в Санкт-Петербурге нового вида пассажирского транспорта – «Надземный экспресс». Общая потребность в финансировании этого проекта на период 2008-2020 годов составит 88,6 млрд рублей. Финансирование предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета в объеме 25,8 млрд рублей (29 процентов), городского бюджета в объеме 27,3 млрд рублей (31 процент) и внебюджетных источников в объеме 35,4 млрд рублей (40 процентов). До 2020 года будут построены южное и восточное полукольца «Надземного экспресса».

Главная проблема – проектирование
Между тем, на сегодня нет никакого задела проектной документации: то, что разрабатывалось раньше, не согласуется с новой программой. Дело в том, что практически все периферийные отрезки метро планируется пустить по земле. Начнут со строительства Купчинской линии от станции «Международная» и далее – везде. Это дешевле и быстрее. Однако имеющихся мощностей проектировщиков не хватает. Директор института «Ленметрогипротранс» Владимир Калугин заверил, что за три года мощности нарастят. Но проекты нужны уже сейчас, а потому Валентина Матвиенко потребовала от руководителя института отказаться от сторонних договоров, которых у Ленметрогипротранса около 18 процентов от общего объема проектных работ. Кроме того, губернатор предложила привлекать к проектированию иные подрядные организации, так как наземное легкое метро могут проектировать и другие институты.

Не только строить, но и модернизировать
В своем выступлении Владимир Гарюгин сообщил, что в программе предусмотрена существенная модернизация метро. К примеру, из восьми старейших станций первой линии шесть будут полностью реконструированы с заменой эскалаторов (о поставках договариваются с Китаем), поскольку пробег их уже не укладывается ни в какие нормативы. По словам г-на Гарюгина, эскалаторы в Китае уже, чем наши и европейские, а потому есть возможность в существующие тоннели вместо трех эскалаторов установить четыре, что существенно скажется на пропускной способности станций. После открытия станции метро «Владимирская», на ремонт встанет «Нарвская».
Вице-губернатора Михаила Осеевского заинтересовало, как можно улучшить работу метро уже сегодня, не дожидаясь 2020 года: «Двадцатый год далеко, можем ли мы сейчас сократить интервал движения за счет каких-то технических мероприятий, приобретения новых вагонов для того, чтобы уже сегодня разгрузить метро в час пик?» Оказалось, что нашему метро ничто не в состоянии помочь, это в Москве в час ходит 40 пар поездов, а наше не в состоянии пропустить больше 33 пар из-за станций закрытого типа. Потому интервал в 2 минуты даже в час пик – это предел.
Ответ губернатору не понравился, она потребовала сократить интервал до 1 минуты. Раскритиковала Валентина Матвиенко и темпы капитального ремонта станций. По ее мнению, горожане не готовы по полтора года терпеть неудобства из-за закрывшихся станций. Губернатор считает, что сроки реконструкции вполне поддаются сокращению, если использовать новые технологии и улучшить организацию труда. Владимир Гарюгин пообещал ремонтировать быстрее.

Планов громадье
Главный метростроитель Вадим Александров назвал программу грандиозной. «Это прорыв в метростроении, знаковое событие», – сказал он с воодушевлением. Единственное, что его беспокоит, что «желающих поучаствовать в четырехсотмиллиардной программе будет немало, а работать придется, как обычно, все тем же. «Поэтому совет директоров принял решение продать 25 процентов акций компании городу (будет продано акций на сумму 450 млн рублей), – сообщил Вадим Александров, – а председателем совета избрать Александра Ивановича Вахмистрова».
Еще одно предложение от Вадима Александрова, которое с удовольствием поддержала Валентина Матвиенко, – создать в городе консорциум по освоению подземного пространства, в который войдет Метрострой. Подводя итог обсуждению, губернатор пообещала добиться от федерального правительства финансирования таких крупных транспортных проектов, как Петербургский метрополитен, на паритетных началах с городом. «Сегодня Петербург несет основной груз строительства метрополитена на себе», – подчеркнула Валентина Матвиенко. И предложила перенести запуск остро необходимых городу станций «Адмиралтейская» и «Спортивная-II» на 2010 год, вместо 2011, как было запланировано ранее.

Автор: Лилиана Глазова


РУБРИКА: Коридоры власти